Официальный сайт

20 мая 2016 г.

Митрополит Митрофан: Христос воскрес — что это значит для каждого из нас?

Храм Иова Почаевского в КонстантиновкеВ день памяти прп. Иова Почаевского митрополит Горловский и Славянский Митрофан в сослужении духовенства епархии совершил в храме в честь этого святого в Константиновке Божественную литургию. По окончании богослужения владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом.

Ваши высокопреподобия, всечестные отцы, отец Вадим, настоятель и благочинный, матушка игуменья, дорогие братья и сестры!

Христос воскресе!

В эти пасхальные дни мы продолжаем друг друга приветствовать этими святыми словами, потому что праздник Пасхи — главное событие и нашего богослужебного года, и человеческой истории, и всей христианской жизни. Мы празднуем Пасху не только в пасхальную ночь. В течение сорока дней мы друг друга приветствуем пасхальными словами. Но и когда заканчиваются эти сорок дней и приходит праздник Вознесения, это не значит, что мы перестаём праздновать Воскресение Христово и радоваться: каждый воскресный день обновляет память этой пасхальной ночи, обновляет в нашем сердце эту радость и наполняет нашу жизнь великой надеждой.

В чём суть этой радости? Почему мы такими высокими словами говорим об этом празднике? Почему мы говорим, что это день, который даёт нам надежду? Мы знаем, что Христос на Кресте победил грех, разрушил смерть, воскрес из мертвых и дарует жизнь вечную каждому из нас.

А теперь давайте сами себя спросим: что это значит для каждого из нас? Лично для меня, того человека, который стоит сейчас здесь, в храме, который живёт сегодня, что значит то, что Христос воскрес из мертвых? То, что жизнь одержала победу над смертью — какое это ко мне имеет отношение? Почему я этот праздник праздную и радуюсь этому торжеству? И для того, чтобы ответ на этот вопрос не был формальным или книжным, нам нужно понимать, чего мы сами хотим в этой жизни, к чему мы стремимся и желаем прийти.

Человек, который стал христианином, начал читать Евангелие, ходить в церковь, исповедоваться и причащаться, обретает цель — он хочет попасть в Царство Небесное, быть с Богом, хочет быть там же, где и святые. А как же туда попасть? Как же быть вместе с ними? Как достичь этой высоты и святости? Ответ у нас тоже есть: живи свято, праведно, твори добрые дела, не греши, и всё у тебя будет хорошо — ты войдёшь в рай.

Но когда мы начинаем пробовать жить свято, не грешить, совершать добрые дела, пройти по той дороге, по которой прошли святые, мы вдруг обнаруживаем, что у нас на это не хватает сил, что мы к этому не способны. Раз за разом мы возвращаемся к своим прошлым грехам, не можем справиться со своими ошибками и недостатками. Борясь с каким-то грехом и думая, что мы его уже победили, мы вдруг видим, что он вновь вернулся в нашу жизнь. И это происходит много лет подряд. Люди говорят: я прихожу на исповедь и говорю одно и то же, вроде и каюсь, но потом всё повторяется сначала, и нет никакого просвета. Человек даже, бывает, впадает в уныние.

Мы начинаем понимать, что несмотря на то, что и Христос воскрес, и Церковь есть, и таинства существуют, чего-то такого нет, что дало бы возможность прийти и легко последовать за Христом. Легко не получается. Мы сегодня слышали в Евангелии: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:29-30). Начинаем учиться — тоже ничего не получается. Начинаем пробовать быть кроткими и смиренными — а куда девать гордыню, которая в сердце, и как с ней бороться, если она наполняет всю жизнь?

И тут нам Церковь говорит в пасхальную ночь о том, что несмотря на наши добрые дела, на меру нашей праведности, на то, сколько мы успели или не успели сделать, что у нас получилось или не получилось, сумели мы много, совсем мало или вообще ничего — «приидите вси и насладитесь сего доброго и великого торжества». И те, кто работал Богу с первого часа до одиннадцатого, и те, кто пришёл в третий, шестой и девятый час, и насладитесь все. Постившиеся и не постившиеся, молившиеся и не молившиеся, потому что трапеза исполнена, Владыка всех ждёт, и в эту ночь Он дарит всем Самого Себя и Свою победу — каждому из нас. Я немного перефразирую слова великого учителя Церкви святителя Иоанна Златоуста.

В пасхальную ночь мы вдруг узнаём о том, что спасаемся мы не потому, что сделали чего-то больше или меньше, а потому что Христос воскрес из мертвых, и что спасение, оказывается, зависит не от того, сколько мы поклонов сделали, свечей поставили, и сколько раз мы пришли на службу. Оно нам уже подарено как дар независимо от того, кто мы, в какой час мы пришли, постились мы или не постились. Именно это вдруг открывает нашему сердцу радость и надежду: несмотря на все мои недостатки и грехи, на то, что я всё делаю не так, меня любят, меня ждут, меня хотят видеть за этой трапезой, хотят, чтобы я на эту трапезу явился и насладился сего доброго и великого торжества.

Эта радость Пасхи не может исчезнуть из сердца. Что бы в жизни ни происходило, куда бы мы ни шли, что бы в нашей жизни ни появлялось нового или старого, мы всегда помним, что есть Тот, Кто нас любит, несмотря ни на что. Есть Тот Отец, возвращаясь к Которому, каждый блудный сын обретает и перстень, и любовь, и надежду, и прежнее своё достоинство. Есть та радость, которую мы не заслужили, сделав что-то, а которую нам подарили. Именно это нам говорит праздник Святой Пасхи. Именно поэтому мы радуемся, несмотря ни на какие наши собственные ошибки, ни на какие внешние обстоятельства и трудности, которые нас окружают в нашей жизни, ни на какие заботы, которые сегодня выпадают на нашу долю. Вот почему праздник Пасхи такой великий.

Евангелие и этот день рассказывают нам не о том, что мы должны ещё сделать для того, чтобы войти в Царство Небесное, а наоборот, возвещают о том, что Бог сделал для каждого из нас, как Он нам это Царство подарил. А теперь каждый должен сделать свой выбор: дверь есть, она открыта — «Мною аще кто внидет, спасется» (Ин. 10:9). Что это должно для нас обозначать? Что Христос в нашей жизни должен быть самым главным, что бы в ней ни происходило. Он должен быть той дверью, через которую мы входим, той меркой, которой мы всё меряем, той целью, к которой мы стремимся. И если мы так решили, если это в нашей жизни самое важное, то мы тогда можем радоваться, потому что Бог тоже выходит навстречу нам и дарит нам то, что никогда и никто из нас сам заслужить не сможет.

Среди нас есть великие праведники, которые жили на этой земле не так, как мы. Например, преподобный Иов Почаевский, память которого мы празднуем. Человек великой жизни, великой веры, твёрдого характера, мужественный, который не только сам жил свято, но и других смог научить так жить. Но это не значит, что он заработал Царство Небесное — его ему точно так же подарили, как и нам с вами. Просто в ответ на это он сумел быть таким благодарным Богу, что жизнь свою с помощью Божией сделал святой и стал великим перед Богом и перед людьми.

Дай Бог, чтобы мы умели быть благодарными, умели отвечать и делать добро Тому, Кто для нас сделал всё. Больше, чем Бог, нам никто и никогда ничего не сделает. Столько, сколько Он нам подарил, нам никто больше не подарит. И то, что Он нам даёт и даст ещё в будущем, мы даже себе представить не можем — того «око не видело, ухо не слышало, и на сердце человеку не приходило» (1 Кор. 2:9). Нам нужно научиться быть Ему благодарными, любить Его не словами, а делами своей жизни и следовать за Ним так, как следовали за Ним святые угодники Божии.

Я всех вас поздравляю с праздником Святой Пасхи Христовой и престольным днём, памятью преподобного Иова Почаевского, великого молитвенника о нас перед престолом Божиим, которому мы сегодня молимся. Мы просим его, чтобы он свою молитву вознёс о каждом из нас и о всех тех, кто приходит в этот храм для того, чтобы быть со Христом, соединиться с Ним в таинстве Евхаристии.

Не могу в сегодняшний день со всеми вами не поделиться радостью, которую Господь подарил нам в начале этой недели. В понедельник в областном хозяйственном суде Донецкой области, который сейчас находится в Харькове, во время очередного судебного заседания — их было много — суд вынес решение по Сретенскому храму в нашу пользу. Суд сказал, что решение о его использовании «Киевским патриархатом» и о его перерегистрации недействительно, что это решение незаконное. Я радуюсь вместе с вами, и вас с этим поздравляю. Правда есть правда, и никуда от неё не денешься. Выслушав наши и их аргументы, суд счёл, что их аргументы не имеют никакого значения, что мы правы.

Это ещё не конец: они имеют право подать апелляцию в течение пятнадцати дней, есть суды высшей инстанции. Там мы тоже готовы бороться. Поэтому я вас поздравляю, но прошу и дальше молиться, чтобы мы все эти круги, которые нас ещё ждут, прошли. И я верю, что всё будет хорошо. Нас пугают, что может кто-то вмешаться, кто-то позвонить, кто-то заставить судей поменять своё решение. Живя сегодня в нашей стране, мы понимаем, что да, это возможно. Но мы верим: несмотря на то, что нам так говорят, правда всё равно выше.

Мы верим, что, несмотря ни на что, Господь и молитвы преподобного Иова Почаевского с нами. Давайте ещё потерпим, ещё подождём, и все вместе потом отсюда, из этого храма, пойдём туда крестным ходом, чтобы там служить Божественную литургию и молиться, потому что это наш храм, наша община просила землю для его строительства, и давали её нашей общине, а забрали у нас его незаконно, с помощью клеветы и мотивируя какими-то вещами, к которым мы не имеем никакого отношения.

Ещё раз поздравляю всех вас с праздником.

Христос воскресе!

Божие благословение пусть пребудет со всеми вами!

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100