Официальный сайт

Священник Владислав Шестаков

Яблоки в Антарктиде, или Когда родители — не пример

Плохой пример родителейЧто делать, если кто-то из членов семьи подаёт детям дурной пример? А если бабушка богохульствует? А если ребёнка бьёт отец? Как быть? Об этих и других семейных проблемах мы беседуем со священником Владиславом Шестаковым, клириком Крестовоздвиженского храма Горловки.

— Отец Владислав, как быть, если в семье кто-то из родителей подаёт детям дурной пример? Что делать второму родителю, как вести себя?

— Семья — это единое целое, один организм. Если кто-то в ней делает что-то неправильно или подаёт дурной пример, учит тому, что разрушает семью или жизнь одного из её членов, то такое состояние сродни болезни в теле человека. Если один из органов начинает болеть, то его лечат. И если не начать лечение вовремя, то заболевает всё тело. Я думаю, что здравой реакцией членов семьи на такое поведение одного из родителей будет, по евангельским словам, увещание его, напоминание, что он стоит не на правом пути, и свой личный пример, который может побудить его к исправлению. И, конечно же, молитва о нём.

— Если случается так, что ребёнок или подросток, родители котрого ведут недостойную жизнь, приходит к вере и не может преодолеть неуважение к родителям — как быть?

— Здесь тоже можно обратиться к Евангелию. Христос, обличая учителей еврейского народа, книжников и фарисеев, сказал слушающим Его: «То, что заповедают они, делайте, но по делам их не ходите». Дела и слова этих учителей расходились. В другом месте Христос говорит, что эти люди возлагают на своих учеников бремена неудобоносимые, а сами и одним пальцем не желают понести малую долю тех заповедей и постановлений, которые возложили на израильский народ.

Если проецировать эту ситуацию на отношения в семье, то ни в коем случае сын или дочь не имеют права питать какое-то неуважение к отцу или матери уже хотя бы по той причине, что эти люди их родили. Исполняя заповедь Закона Божия, они должны не только хранить уважение к своим родителям в своём сердце, но и вести себя соответственно.

А чтобы избежать диссонанса между заповедью Божьей и реальными отношениями с родителями, нужно замечать свои недостатки и молиться о родителях. Если человек научится в первую очередь видеть свои недостатки, то он со временем поймёт, что недостатки окружающих его людей не так уж велики по сравнению с его собственными. Люди опытные говорят: в чём ты осуждаешь человека, в том и сам когда-то будешь виновен. И если сын или дочь осуждает родителей за недостойное поведение, они рискуют, что когда-то Господь попустит им пребывать в таком же состоянии, а может быть, и в тягчайшем. Наша задача — молиться о родителях и, по словам Христа, выполнять, что они велят, но не повторять совершаемого ими греха.

— А если в семье присутствует физическое насилие, допустим, папа избивает ребёнка — как быть? Как поступать, если дурное влияние не ограничивается словом, но перерастает в некие крайности? Изолировать ребёнка?

— В любом случае, насилие — это проявление слабости того человека, который его совершает. А слабость — это следствие недостаточной духовной силы в человеке. Если проводить эту логическую цепочку дальше, увидим: когда человек болен духовно, в нём иссякают духовные силы, и все его недостатки, даже скрытые, выходят наружу.

Как говорится, дурная овца портит всё стадо, и такую овцу обычно изолируют. Так и в жизни: да, можно сократить общение ребёнка с таким родственником, выбрав из двух зол меньшее — с целью, чтобы он оказывал на ребёнка меньшее психологическое влияние, чтобы он совсем не сломал психику ребёнка. Но не нужно забывать о том, что этот человек — член своего рода, своей семьи. Нужно строить отношения так, чтобы ребёнок понимал: этот человек болен, но он нам родной. И если он болен, мы можем помочь ему — участием в его жизни и молитвой о нём.

— Если в семье есть бабушки и дедушки, которые подают дурной пример или же плохо относятся к вере, кощунствуют, — как родителям выстраивать отношения ребёнка с этими людьми? Учить ли уважению к ним? Если да — то как это сделать?

— Здесь нужно помнить о том, что семья — это неделимая единица, и насильственное вмешательство в неё даже близких родственников было бы неправильным. Но если расширить понятие семьи до понятий рода, поколения, то, говоря об уважении к старшим людям, нужно помнить: эти люди — родоначальники, и уважение к ним — дело святое.

Я сам до двадцати лет сталкивался с подобным отношением к вере, религии, священнослужителям со стороны своих бабушки и дедушки. В своё время они были активистами различных коммунистических организаций, советское время наложило большой отпечаток на жизнь и мировоззрение этих людей, и об этом нужно помнить.

Мои родители никогда не позволяли думать или говорить о наших бабушках и дедушках недостойно. Эти люди прожили вдвое, втрое, а то и вчетверо больше меня, и они видели много неправды, испытали на себе многие тяготы жизни и очень многому научили и моих родителей, и меня. И если сопоставить их негативные слова о религии или духовенстве с тем, что они дали всем нам, то добро перевесит. То дурное, что они говорили, повторюсь, было отпечатком времени, в которое они жили.

Если бы мы родились, скажем, в Антарктиде, то мы ведь не имели бы понятия о том, что такое яблоки. Если бы родились в каком-то племени в Африке, то не знали бы о том, что существуют белолицые люди и жизнь в цивилизованном обществе — до тех пор, пока не попали бы в такое общество и не прожили бы в нём какое-то время.

То же самое и с людьми, жившими при коммунизме. Они родились в годы безбожия и откровенной борьбы с верой и религиозным воспитанием. Дух этой борьбы сопровождал их от колыбели до преклонного возраста. Нужно учитывать, как много было заложено в них людьми, в то время авторитетными: их воспитателями, учителями, преподавателями, активистами или председателями партийных ячеек, и так далее. В любом случае, мы должны отдавать дань уважения этим людям за то, что они своим примером учат нас жить по совести, правде, учат подчиняться закону, не лицемерить. Это отношение и есть христианское — просто ввиду подмены понятий, которая произошла при советском режиме, они стали приписывать эти добродетели народному менталитету. А ведь это те основы, которым учит Священное Писание.

Нужно объяснять детям, почему дедушка или бабушка совершают те или иные поступки, говорят те или иные слова. Пытаться в глазах детей оправдать их. Мне не нужно было объяснять это, я понимал и не обижался.

Благодать Божия действенна, она осеняет человека и проникает до разделения составов человеческих. Она восстанавливает людей, их души. Когда этот процесс произойдёт — мы не знаем. Это случится, когда Богу угодно. Сейчас я общаюсь со своими бабушками и дедушками и не вижу в них никакого неприятия Церкви. Наоборот, они стали понемногу приобщаться к жизни Церкви благодаря тому, что видят её через небольшое окошко, каким стал для них я. Они меняют своё отношение к ней.

Для православного человека нет тех, кого он имеет право не уважать. Задача в том, чтобы отделить зёрна от плевел, человека от его поступков. Нельзя ассоциировать человека с недостойными поступками, которые он по немощи своей совершает.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100