Официальный сайт

Протоиерей Владислав Шестаков

Жизнь — это великий дар Божий, который необходимо беречь

Жизнь и смертьСегодня, когда слова «война», «смерть», «убитые» прочно вошли в наш повседневный лексикон, многие люди впадают в уныние. Привычный жизненный уклад разрушен, и даже самых ярых оптимистов порой одолевают страхи, неуверенность в завтрашнем дне, пессимизм. А тут ещё и поминальная суббота…

С каким настроением идти в храм в эту субботу? Как Церковь относится к смерти? Какие вопросы задать себе, чтобы понять своё отношение к ней? Беречь ли жизнь, если она — лишь преддверие Вечности? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Владислав Шестаков, клирик Крестовоздвиженского храма Горловки.

По Уставу Православной Церкви накануне праздника Святой Пятидесятницы (Троицы) совершается заупокойное богослужение, как и в день первой вселенской родительской субботы, бываемой на мясопустной седмице перед Неделей (Воскресением) о Страшном Суде. Эта родительская суббота получила название Троицкой и так же, как и Мясопустная, предваряет собой вхождение в пост, который начинается через неделю и именуется Апостольским.

И хотя эта суббота называется родительской, мы поминаем не только своих усопших родителей или прародителей, но и всех «от века усопших православных христиан», в том числе и тех, кто погиб во время катастроф, аварий, войны…

В этой связи большое недоумение у доброй половины людей вызывает наличие торжественности и белых облачений во время совершения заупокойных служб. Как все это может сочетаться с трауром или воспоминанием о смерти наших близких? Наверное, проблема здесь не в цвете и не в сочетании, а намного глубже. Всё зависит от отношения человека к смерти как таковой.

Почему одни люди боятся сталкиваться даже с одной мыслью о смерти, а другие, зная о её неизбежности, стараются успеть сделать как можно больше доброго в жизни? Почему материалисты перед смертью вдруг начинали просить держать их за руку, а святые мученики сами шли на смерть? Сейчас уже никому не нужно доказывать существование жизни после смерти. Большинство людей верит в неё, но очень часто такая вера сводится к мысли о какой-то абстрактной реальности или к заключению: ну да, есть там что-то. И вот это «что-то» больше всего пугает человека.

Смерть в таком понимании становится каким-то страшным коридором, пройдя через который, человек уже не сможет быть личностью, не сможет ощущать себя или наслаждаться жизнью. Тогда ожидание смерти становится хуже самой смерти. И человек, убедившись в своей смертности, судорожно пытается насытиться благами этого материального мира. Ведь наступит смерть — и все закончится…

Да, нельзя будет купить новую машину, сходить в кафе или поехать на море. Но кто сказал, что после смерти мы не сможем любить, радоваться, ощущать себя счастливыми? А ведь эти духовные дары есть наивысшее благо, и забрать их у человека никто не может. Об этом говорит Сам Господь: «не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» [Мф.10:28]. Значит и всё, что принадлежит душе, не может быть уничтожено какой-то физической силой, если, конечно, сам человек не лишит себя этих духовных благ.

Слова Христа вовсе не означают, что нужно с безразличием относиться к своей жизни или прямо искать себе смерти. И христианское отношение к смерти — это не абсолютное безразличие к себе и не проявление крайнего фатализма. Мало того: Сам Господь учит нас Своим примером беречь свою жизнь, своё здоровье, а значит и всё то, что необходимо нам для жизни. Евангелие повествует нам о том, как Святое семейство на некоторое время переселяется в Египет, чтобы сохранить жизнь Богомладенца. Христос несколько раз избегал ситуаций, где Его хотели убить, «потому что не пришел час Его». Всё это говорит нам о том, что жизнь — это великий дар Божий, который необходимо беречь. Именно такая позиция открывает нам правильный взгляд на земную жизнь и смерть.

Но вместе с тем есть ситуации, когда человек может отдать свою жизнь ради жизни другого. В Евангелии это называется наивысшим проявлением любви (Ин. 15:13). И Господь поступил именно так, когда взошёл на Крест и принял смерть за всё человечество.

А как быть в той ситуации, когда человеку угрожает внезапная смерть, и эта угроза неизбежна? Здесь главную роль играет отношение человека к земной жизни. Нужно задать себе вопрос: что для меня значит эта жизнь? Это ограниченное количество лет, за которые нужно успеть всё попробовать? Или это вечность, которую я начал здесь и продолжу уже в другом мире? На этот вопрос как раз и отвечают нам заупокойные богослужения. Да и сама Библия и учение Православной Церкви могут правильно восприниматься только через призму веры в вечное, сознательное продолжение человеческой жизни.

Подготовила Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие, Он дал нам Свое Тело и Кровь.

»

Тайная Вечеря
17 апреля 2025 г. ( 4 апреля ст.ст.), четверг. Страстная седмица. Великий пост. Пища с растительным маслом.
Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Иосифа песнописца. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Георгия, иже в Малеи. Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее. Прп. Зосимы, обретшего прп. Марию Египетскую в пустыне Иорданской . Прп. Иосифа многоболезненного, Печерского. Прп. Зосимы Ворбозомского. Прмчч. Вениамина и Никифора. Сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии. Сщмч. Иоанна пресвитера. Мч. Иоанна. Иконы Божией Матери, именуемой Герондисса .

Утр. - Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1-39. Лит. - 1 Кор., 149 зач., XI, 23-32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1-11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12-17.

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100
�������@Mail.ru