08 декабря 2024 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе
В Неделю 24 по Пятидесятнице, день отдания праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
За богослужением пели хор собора под руководством протодиакона Максима Дворянова и молодёжный архиерейский хор под управлением Татьяны Щевелевой.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Агафодор (Поляков). Он раскрыл духовный смысл евангельского чтения об исцелении Христом больной женщины в субботу (Лк. 13:10-17):
«Принимая любое обстоятельство как ниспосланное Богом и воспринимая его так, как Христос в сегодняшнем евангельском чтении воспринял больную женщину, отзываясь на призыв о помощи, мы можем поступить так, как требует Господь. Уделить своё время, не нагрубить ближнему из-за того, что он пришёл не в то время нашего графика и расписания, которое нам самим было бы удобно. Понять, что это Бог послал нам человека, чтобы помочь ответить на вопрос: „Я живу просто по внешнему формальному закону или выстраиваю личностные отношения с ближними и с Богом?“»
По окончании литургии митрополит Митрофан обратился к прихожанам с архипастырским словом, в котором призвал христиан никогда не останавливаться на пути к Богу:
«Всех вас, дорогие братья и сестры, поздравляю с воскресным днём, отданием праздника Введения во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, причастников — с принятием Святых Христовых Животворящих и Спасительных Таин!
Праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы, который мы совершаем в начале Рождественского поста, приоткрывает нам дверь в празднование Рождества Христова. Именно на праздник Введения во время всенощной мы слышим первые рождественские песнопения. Рождественский пост, который готовит нас к этому событию, и праздник Введения удивительным образом связаны.
На иконе Введения во Храм Пресвятой Богородицы мы видим, как маленький Ребёнок поднимается по очень высоким ступенькам в храм Господень. Эти ступеньки намного больше неё. Мы знаем, как детям и старикам тяжело подниматься по ступенькам, а здесь Она смело и уверенно на каждую из этих ступеней восходит, и на вершине Её встречает первосвященник и заводит в святая святых, куда сам он мог заходить только один раз в году. Всем очевидно, что своими силами подняться на эти ступеньки и войти во святая святых только потому, что так захотел человек, невозможно. Нужно, чтобы так захотел ещё и Бог.
Наша жизнь — это тоже путь к Богу по ступенькам, и каждая из них требует от нас определённого усилия. Некогда преподобный Иоанн Лествичник, память которого совершается в Великом посту, оставил нам своё бессмертное творение, которое так и называется — „Лествица“, то есть лестница, путь восхождения человеческой души к Богу.
Нам надо научиться на эти ступеньки подниматься, как бы трудно и тяжело ни было. Нам надо научиться бороться с самими собой и преодолевать себя, потому что Евангелие нам так и говорит: кто хочет следовать за Христом, должен отвергнуться себя. Это самое трудное в жизни верующего человека, но чтобы мы не унывали, Господь говорит нам, что Он будет с нами, будет нам помогать. Точно так же, как сила Божия укрепляла юную Отроковицу подниматься по этим ступенькам, Господь каждому из нас протянет Свою руку в тот момент, когда мы будем прикладывать усилия.
Иногда нам хочется с первой ступеньки подняться сразу на последнюю, переступив все остальные. Почитав жития святых, увидев примеры их праведности и то, как Господь в их жизни явно проявлял Свою силу, мы думаем, что это легко и просто, нам достаточно сделать что-то похожее на то, что делали они, и мы сразу то же самое увидим и в своей жизни. Но мы забываем, что каждому из них пришлось по этим ступенькам пройти путём самоотвержения и самоотречения. На этих ступеньках каждому из них было непросто, и не всегда книги описывают этот труд.
Если у нас не получилось с первой ступеньки попасть на последнюю, к нам может прийти уныние и разочарование, ведь с нами не происходит то, что происходило в жизни древних святых. Последовательность, постепенность и непрестанное усилие, которое нужно человеку, идущему по пути к Богу, — это то, чего многим из нас не хватает.
На какой бы ступеньке каждый из нас сегодня ни был — даже если мы устали и сидим на этой ступеньке без желания подниматься дальше или вообще поднялись и спустились назад, — мы должны помнить, что наверху нас ждёт святая святых, общение с Богом. Путь, который прошла маленькая Отроковица, — это путь каждого христианина. Христианская жизнь — это не слова, не эмоции, не переживания, а последовательное ежедневное усилие, кропотливый, иногда неинтересный труд.
Дай Бог, чтобы в дни Рождественского поста, когда Церковь предлагает нам оглянуться и посмотреть, где мы и что нас ждёт дальше, какой надо сделать следующий шаг, каждый из нас об этом не только задумался, но и решился предпринять определённый ряд усилий, чтобы идти дальше.
Матерь Божия пусть каждому поможет на этом пути. Пусть Она будет и вдохновляющим примером, и Помощницей всем, кто по этим ступенькам поднимается к Богу. Всех вас поздравляю ещё раз с отданием этого великого праздника и призываю на всех вас Божие благословение! Храни вас всех Господь!»
Событие введения во храм Пресвятой Богородицы не описано в Евангелиях и известно лишь из церковного Предания. Пресвятая Дева Мария была долгожданным ребёнком праведных Иоакима и Анны. При Её рождении родители дали обет посвятить Её Богу. Это значило, что по достижении трёх лет и до совершеннолетнего возраста Она должна была воспитываться при Иерусалимском храме. Дети, посвящённые Богу и жившие при храме, получали духовное образование, знание Священного Писания, а также обучались рукоделию. Мальчики помогали служителям храма, выполняя различные поручения, а девочки служили Господу, делая ткани и вышивки для Дома Божия.
Когда Пресвятой Деве Марии исполнилось три года, родители привели Её в храм. По обычаю, первосвященник вышел навстречу ребёнку, чтобы ввести девочку в храм по высоким ступеням. Однако маленькая Мария самостоятельно взошла по ним и приблизилась к первосвященнику. Озарённый Духом Божиим, первосвященник сделал неожиданное — он ввёл Пресвятую Деву в святая святых, часть храма, куда ему самому было позволено входить лишь раз в год для особой молитвы об очищении грехов Израиля.
Детство Пресвятой Богородицы прошло при Иерусалимском храме. Согласно Преданию, по причине Её чистоты к Ней часто приходили Ангелы, которые беседовали с Ней. Когда Дева Мария достигла совершеннолетнего возраста, Она, вопреки обычаю, не захотела выходить замуж, а решила посвятить себя Богу. Однако монашество не было известно в израильском обществе, а восточные обычаи не допускали, чтобы женщина оставалась жить одна. Престарелые родители Пресвятой Богородицы умерли ещё когда Ей было около девяти лет, поэтому Её обручили праведному старцу Иосифу, который стал хранителем Её девства.