Официальный сайт

Священник Владимир Кузовков

Подвиг 40 мучеников Севастийских: а мы могли бы?

40 мучеников СевастийскихОб истории праздника, его значении, мученичестве как проповеди, истинном и номинальном христианстве рассказывает священник Владимир Кузовков, настоятель Тихоновского храма п. Новодонецкое г. Доброполье.

— Отец Владимир, что вы можете рассказать об истории грядущего праздника? Как объяснить то, что он стал настолько любимым у наших людей, что народ связал с ним свои традиции — я имею в виду выпекание фигурок жаворонков?

— Предстоящий праздник, который православные христиане встречают 22 марта, действительно, всегда был почитаем на Руси. История возникновения его такова. В IV веке во многих провинциях Римской империи власть по-прежнему принадлежала язычникам. Не был исключением и город Севастия, где жил военачальник Агриколай. Однажды зимой он повелел своим воинам совершить жертвоприношение языческим богам. 40 воинов отказались сделать это, так как были христианами.

Сначала воинов хотели побить камнями, но из этого ничего не вышло, так как камни летели мимо. После было велено отправить их раздетыми в ледяное озеро. Каждый, кто согласился бы отречься от Христа, был бы помилован. Но воины не пошли на это, так как накануне услышали глас Божий: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные». Во время мучений они непрестанно молились и пели псалмы. Ночью произошло чудо: лёд растаял, вода стала тёплой, а над головой каждого мученика сиял светлый венец. Утром мученики были казнены, а их тела — сожжены.

Пострадавшие за Христа воины, которые мучились в Севастийском озере, особо почитаемы не только у нас, но и во всём православном мире. Традиция почитания началась сразу же после их кончины, потому что мощи этих мучеников после сожжения были обретены чудесным образом. Почитание их христианами началось с того же момента.

Мученический подвиг — это проповедь нашей христианской веры. Ведь не каждому дано призывать словами, не у каждого есть красноречие, чтобы призвать к православию. Господь ниспослал этот дар — дар слова, дар чудотворения — своим ученикам, апостолам. А в дальнейшем проповедь осуществлялась не только словом, но и действиями. И одним из действий, подтверждающих исповедание православия, был мученический подвиг.

Ярким примером этого стал подвиг, который совершили и 40 мучеников Севастийских. Действенность этой проповеди была подтверждена сразу же. Один из мучимых воинов не устоял пред соблазном избежать страданий и спасти свою жизнь. Он покинул братьев по вере, однако это его не спасло: он сразу же умер. Но на его место стал один из стражников, который видел, как переносили пытки эти исповедники. То, что он присоединился к ним — это показатель высокой веры, которую он приобрёл.

Почитание этих святых у нас, у славянских народов, велико — невзирая на то, что святые мученики Севастийские не были славянами. Мы празднуем их память 22 марта. Это время, когда весна вступает в свои права. А вся хозяйственная деятельность крестьян имела определённые периоды. Православные праздники были вехами, обозначающими начало или конец каких-то работ. Праздник почитания сорока Севастийских мучеников свидетельствует о приходе весны. Не случайно выпекают жаворонков: к этому дню птицы возвращаются с зимовки.

— Не имеет ли эта традиция языческих корней?

— Не думаю. Она связана с радостью народа о приходе весны. В этой традиции выразилась и любовь к жаворонкам, так как птица это прекрасная, любимая народом за чудесное пение. Почитание святых мучеников, начало весны и любовь к жаворонкам, ставшим её символом, совместились, и всё это вылилось в выпекание таких вот булочек из теста.

— Память 40 мучеников Севастийских совершается в Великий пост. Есть ли между этими церковными событиями какая-то связь?

— Пост (не только Великий, но и все другие) — это время, когда каждый из нас пытается заглянуть внутрь себя и понять: какой же я есть на самом деле? Увидев свою греховность, мы стараемся обрести связь с Господом: покаянием очистить свою душу, укрепить её в вере. Для этого нужен пример, пример для подражания. И все святые, жизнь каждого из них показывает нам такой пример. Не только мученики, но и чудотворцы, и подвижники, и монашествующие — пример для подражания. Они указывают разные пути достижения духовных высот. Господь давал им многие таланты: талант милости, чудотворения, молитвы — для того, чтобы они, находясь с людьми, помогали им. Это свидетельство главной заповеди Божьей — «да любите друг друга».

Глядя на их подвиг, мы должны становиться лучше, добрее, пребывать в любви к Господу. Мученики Севастийские ради любви к Нему пострадали до смерти… Глядя на такую веру, и мы укрепляемся в вере. Очищаем душу, соединяемся со Христом в таинстве Причастия, и Господь помогает нам — и в этом важном для души посте, и в жизни.

Ведь пост без покаяния перед Господом, без молитвы — это простая диета, которой человек пытается поправить своё тело — похудеть, избавиться от болезней. Но цель поста заключается в другом: это — рост духовный. Нужно постараться избавиться от страстей, похотей, своих греховных желаний и быть со Христом. Поэтому пример святых мучеников должен помочь нам в деле спасения.

— На что христианин должен обратить внимание в этот день? На чём сосредоточиться, о чём задуматься?

— Прежде всего, нужно поставить себя на место святых Севастийских мучеников и задуматься: а мог бы я так сделать — за Христа пострадать? Отталкиваясь от этого вопроса — поразмышлять: насколько я православный христианин? Насколько во мне сильна вера? Нужно сделать выводы, призвать Господа в помощь и изменяться, чтобы Господь дал силы преодолеть разные искушения, которых очень много в этом посте. Чтобы Господь дал сил становиться лучше. Так, мне кажется, должен рассуждать каждый христианин после литургии — даже исповедавшись и причастившись.

— Часто говорят, что современные люди не готовы уже к таким подвигам, что сейчас нет мучеников, что по нашим слабостям, по немощи духовной Господь предлагает нам пути для спасения гораздо более простые. Вы согласны с этим? Действительно ли современные люди не способны на мученическую жертву?

— Разные были времена, разные требования. Тогда, в дни становления православия, мученичество было проповедью христианства. Сейчас что свидетельствует о нашей вере? Вот стоит храм — и это уже проповедь. Подвигом сейчас может быть даже, когда человек, проходя мимо храма, перекрестится. Или в троллейбусе, проезжая мимо храма, осенит себя крестным знамением. Это уже подвиг, потому что многие посмотрят на него с непониманием или осуждением. Когда мы так поступаем, не думая о том, что о нас подумают (ведь мы ко Христу обращаемся в этот момент, остальное нас не касается) — это уже подвиг! Малый, но подвиг. Не постыдиться Христа, быть с Ним. И для многих это послужит поводом задуматься о том, действительно я православный — или так, номинальный.

— Есть ли сейчас мученики? Доводилось ли вам в жизни сталкиваться с примерами исповедничества?

— Есть, конечно! Вот в Сирии и вообще по миру очень много событий, когда страдают люди за веру. Мученики должны быть. Но у каждого духовные силы разные, и духовный рост разный. Господь по нашим силам даёт нам, как пострадать. Он знает, кому меньше, кому больше, кому крест легче, кому — тяжелее.

Я в жизни с таким не сталкивался, чтобы кому-то довелось так пострадать, как мученикам Севастийским. Но такие мученики есть, это несомненно.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100