Официальный сайт

05 марта 2023 г.

Викарии епархии совершили литургию в Неделю Торжества Православия

Архиепископ Добропольский Спиридон совершил литургию в Покровском женском монастыреВ Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, архиепископ Добропольский Спиридон совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в нижнем храме преподобного Алипия Столпника Покровского женского монастыря. Ему сослужил клирик монастыря иеромонах Аввакум (Бабич).

После Божественной литургии владыка совершил чин Торжества Православия. В архипастырском слове он рассказал о том, как обрести подлинную радость:

«Только пребывание в нашей жизни Бога может принести нам подлинную радость: не временную, которую мы испытываем от тех или иных земных удовольствий, а истинную, о которой говорил Сам Христос Своим апостолам: Возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас (Ин. 16:22). Эту радость мы можем ощутить только в Церкви Христовой, только участвуя в спасительных таинствах Господа нашего Иисуса Христа. Мы должны помнить, что подлинная радость приходит в душу человека только в результате приобщения к жизни Божией, в причастии Телу и Крови Господним».

 

Фото Владислава Денисова

Архиепископ Константиновский Паисий совершил богослужение в Александро-Невском кафедральном соборе СлавянскаАрхиепископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в Александро-Невском кафедральном соборе Славянска. Ему сослужили клирик соборного храма протоиерей Николай Фоменко и клирик Всехсвятского храма Бахмута протоиерей Василий Диаковский.

По запричастном стихе владыка обратился к молящимся с проповедью. Он рассказал об истории восстановления иконопочитания и установления праздника Торжества Православия, а также напомнил о том, что каждый человек — образ Творца:

«Нам дано покаяние для очищения в нас образа Божия, чтобы другие в нас увидели икону Творца. Ведь если ругают Христа или Церковь — это не потому, что Христос или Церковь плохие, а потому, что мы плохие. Люди, видя нас и зная, что мы — христиане, думают: значит, Церковь плохая. Будем очищать в себе образ Божий, чтобы другие, видя эту икону, смогли узнать бы в ней Сына Божия. На заре христианства люди, которые ничего не знали о Христе и Евангелии, видя мучеников, идущих на казнь, называли себя христианами и шли на арену Колизея в пасть зверям — просто потому, что они видели Бога в умиравших за Христа».

По окончании литургии архиепископ Паисий совершил чин Торжества Православия.

После богослужения протоиерей Николай Фоменко обратился к прихожанам с проповедью, в которой рассказал о смысле и истории праздника Торжества Православия.

Накануне архиепископ Паисий в сослужении клириков совершил в соборном храме всенощное бдение.

 

Фото Серафима Пирожкова

В этот же день архиепископ Добропольский Спиридон совершил чин Торжества Православия в нижнем Викторовском храме Сергиевского женского монастыря. Ему сослужили архиепископ Константиновский Паисий и духовенство Горловской епархии.

 

 

Фото Владислава Денисова

 

Неделя Торжества ПравославияНеделя Торжества Православия была установлена в память о победе над ересью иконоборчества. После Константинопольского Собора, осудившего иконоборцев и восстановившего почитание икон в 843 году, византийская царица Феодора устроила церковное торжество, которое пришлось на первое воскресенье Великого поста. С тех пор праздник отмечается именно в этот день.

Почему решение церковного Собора празднуется как победа? Изображения Христа, Божией Матери и святых христиане оставляли на фресках катакомб, где молились, начиная со II века. К IV веку, когда Церковь перестала быть гонимой, иконописание достигло высот художественного мастерства. Не было ни одного храма, не украшенного фресками и иконами, святые изображения христиане хранили и в своих домах и не мыслили молитвенной жизни без них.

К началу VI века в Византийской империи под влиянием ислама, всё больше распространявшегося в её пределах, возникло еретическое учение, которое отрицало вочеловечение Христа, а следовательно, и Его искупительный подвиг. Ересь, получившая название монофизитства, отвергала и почитание святых изображений, поскольку еретики не верили в то, что Бог действительно стал одним из нас.

Иконоборцы ошибочно толковали и вторую из десяти заповедей Божиих — «Не сотвори себе кумира…», говоря, что она запрещает любые изображения Самого Бога, а не поклонение тварному миру вместо Бога, как сказано в ней. К кумирам еретики относили и иконы святых, думая, что христиане поклоняются им как идолам, а не просто воздают подобающую им честь.

Святая царица Феодора

Святая царица Феодора

В 730 году византийский император Лев III Исавр запретил почитание икон. К иконоборцам присоединились многие иерархи христианской Церкви. Более столетия святые изображения уничтожались во всей империи. Иконоборцы врывались в дома православных христиан и отнимали образа, кощунствовали над ними. Появились тысячи мучеников за веру — тех, у кого находили иконы, убивали, ослепляли, предавали пыткам.

В 787 году в Никее собрался VII Вселенский Собор православных епископов, который осудил иконоборчество как отдельную ересь. Он смог остановить иконоборцев, но ненадолго. С воцарением императора Льва V Армянина (813–820 годы) иконоборчество вновь усилилось. Окончательно изгнать еретиков из империи смогла только царица Феодора, при содействии которой прошёл Константинопольский Собор в 843 году.

В Константинополь были торжественно перенесены святые мощи исповедников православия Феодора Студита и патриарха Никифора, пострадавших за свою веру от иконоборцев и умерших в изгнании. В знак победы иконопочитания изображение Христа появляется на монетах и печатях. Мучители христиан по императорскому указу были казнены.

Постановление VII Вселенского Собора: «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней» — вошло в стихиру Недели Торжества Православия. Канон праздника написал преподобный Феофан Начертанный, исповедник, который сам пострадал от иконоборцев вместе со своим братом Феодором.

В наши дни, когда усиливаются расколы, а на православных христиан вновь воздвигают гонения, особенно важно молиться о единстве Святой Апостольской Церкви. В особом чине, совершаемом в этот день, звучат слова благодарности Богу, молитвы о сохранении Церкви, покаянии тех, кто пока находится вне Её спасительного ковчега, и звучит Символ веры — исповедание истинного православного учения.

Цитата дня

«

Мы оправдаемся не сами собой, но верой.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100