Официальный сайт

22 января 2023 г.

Викарии епархии совершили богослужения Недели по Богоявлении

Архиепископ Спиридон совершил литургию в Викторовском храме МирноградаВ Неделю по Богоявлении и день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского, архиепископ Добропольский Спиридон совершил Божественную литургию в нижнем Спиридоновском приделе Викторовского храма Мирнограда (Димитрова). Ему сослужили клирики прихода.

За литургией была вознесена молитва о мире.

По запричастном стихе священник Игорь Ефанов зачитал слова проповеди митрополита Сурожского Антония на Неделю по Богоявлении:

«Вот, к нам обращено это слово: покайтесь! Покайтесь — это не значит: плачьте над собой, это не значит: горюйте о своём бедственном, поистине бедственном состоянии, потому что мы нищие — не в земном отношении, это бы ничего! — но нищие по отношению к Царству Божию, лишённые того, что его составляет. Нет, речь не о том, чтобы оплакивать нашу нищету и горевать, а о том, чтобы душой, всей мыслью, всей крепостью, всем существом, всем сердцем обратиться к жизни — не к той мелкой, жалкой, полумертвой жизни, которой мы живем, а к тому потоку жизни, который представляют собой вечность, Бог».

После Божественной литургии владыка обратился к прихожанам с архипастырским словом.

«Чтобы отказаться от прежних закоснелых грехов, поменять свою жизнь, изначально необходимо поменять ход своих мыслей, в эти мысли вписать самым убедительным, живым и ярким словом имя Христа. Тогда от этого покаяния — изменения образа мыслей — начнёт меняться и наша с вами жизнь. Мы всегда меняемся. И эта наша способность должна быть полностью использована во благо. Наши возможности изменения должны вести нас к встрече с Тем, Кто Сам идёт к нам навстречу, Создателем и Творцом».

Накануне вечером владыка совершил в храме всенощное бдение с литиёй.

Фото Владислава Денисова

Архиепископ Константиновский Паисий совершил богослужение в Александро-Невском кафедральном соборе СлавянскаВ этот же воскресный день архиепископ Константиновский Паисий совершил Божественную литургию в Александро-Невском кафедральном соборе города Славянска. Ему сослужили клирики соборного храма.

По запричастном стихе владыка обратился к прихожанам с проповедью. Он рассказал о том, как услышать Бога:

«Услышать или не услышать Бога — зависит только от человека и открытости его сердца. Если человек закрыт для всего, что он слышит, для того, что не входит в какие-то форматы его восприятия, он отвергает — не что-то новое, а Самого Бога. Очень часто Господь стучится в наше сердце словами, образами или делами, которые не совсем совместимы с какими-то нашими представлениями или ожиданиями. В эти дни, которые следуют за праздником Богоявления, будем молиться, чтобы Господь просветил нашу душу, чтобы наше сердце, наша душа, наш ум были открыты к восприятию Бога, чтобы мы Его не помещали в какие-то рамки собственных представлений, как Он может Себя повести и как не может, что Он может нам сказать, а что нет, но принимали бы Его как подлинную Личность».

По окончании литургии священник Артемий Весёлый зачитал отрывок из проповеди иеромонаха Игнатия (Смирнова) на евангельское чтение Недели по Богоявлении.

Накануне вечером архиепископ Паисий совершил в соборном храме всенощное бдение в сослужении клириков прихода.

 

Фото Серафима Пирожкова

Святитель Филипп, митрополит МосковскийСвятитель Филипп, митрополит Московский (в миру боярин Фёдор Колычёв), происходил из очень знатного рода. Он воспитывался при царском дворе вместе с юным Иоанном Грозным. Когда его семья — бояре Колычёвы — поддержала другого претендента на престол, сына царя Иоанна III, поскольку Ивану IV Грозному было тогда всего восемь лет, — она подверглась опале. Фёдор вынужден был покинуть дворец. В одежде простолюдина он ушёл на север.

Долгие месяцы Фёдор пробирался через лес. На берегу Онежского озера он изнемог. Там Фёдора нашли крестьяне. Они дали ему пищу и кров. Поправившись, Фёдор скрывался у них и зарабатывал тем, что пас овец. Затем он подался в расположенный поблизости Соловецкий монастырь и поступил туда послушником. Вскоре его постригли в монахи с именем Филипп. Со временем братия избрала образованного монаха своим игуменом.

Новый настоятель устроил между озёрами, окружавшими монастырь, сеть каналов, поставил на них мельницы, а по берегам — различные производства. Вложения монастырских денег быстро окупились, с прибыли от производств монахи построили Успенский и Преображенский соборы, трёхэтажные корпуса с кельями и больницу. Так монастырь стал промышленным и культурным центром Северного Поморья.

Иван Грозный пожаловал монастырю волость Колежму с солеварнями и остров. Со временем монастырь получил ряд деревень на реке Суме и многочисленные солеварни на морском берегу. По ходатайству игумена Филиппа монахи были освобождены от уплаты пошлины в царскую казну. В 1551 году игумен Филипп принял участие в Стоглавом соборе. Благодаря этому о нём снова заговорили при царском дворе.

Царское влияние на Соловецкий монастырь простиралось всё дальше. В монастырские стены стали заключать неугодных политиков, опальных бояр и игуменов, а также преступников. Митрополиты тоже часто попадали в опалу к вспыльчивому царю. После того, как Ивану Грозному стал неугоден Московский митрополит, царь захотел видеть на столичной кафедре Соловецкого игумена Филиппа.

Филипп попытался было поставить условием своего вступления на кафедру отмену опричнины, но ничего не вышло. Его принудили согласиться и стать митрополитом Московским. Тем не менее, архиерей, поставляющий епископов для всех остальных городов, имел некоторое влияние на царя. Он ходатайствовал за многих осуждённых, и казней в Москве стало гораздо меньше.

Однако, вернувшись зимой 1568 года из первого ливонского похода, царь Иван Грозный начал новую волну репрессий. Царские опричники вырезали целые семьи чем-то не угодивших бояр. В измене правитель подозревал практически каждого. Это привело к противостоянию между ним и митрополитом Филиппом: мириться с бесчинствами жестокого деспота святитель не хотел.

Последней каплей стал приход царя и его опричников на службу в храм в монашеских одеяниях. Святитель Филипп выступил с гневным обличением лицемерия и жестокости царя. Иван Грозный вскипел, но не смог ничего сделать по причине всенародного почитания митрополита. Свою злобу Грозный выместил на новых невинных, совершив над ними показательные казни. В знак протеста митрополит Филипп покинул царскую резиденцию и поселился в Новодевичьем монастыре. Там он продолжил обличать приходивших на богослужение опричников, которые не снимали в храме шапки, вели себя цинично и хамски.

Подкупами и угрозами царь затеял суд над святителем. Прямо во время литургии митрополиту зачитали обвинение… в колдовстве. С него прилюдно сняли облачение и надели разодранную монашескую ризу. Митрополита Филиппа поместили под арест в Богоявленский монастырь. По городу ходили слухи, что перед этим Иван Грозный пытался затравить святителя медведем, от которого тот чудом спасся.

Святителя Филиппа осудили на вечное заточение. На его руки надели железные кандалы, а на ноги деревянные колодки. По молитве святителя оковы спали с него. В страхе царские слуги не решились надеть ему новые. Спустя год Иван Грозный направил в монастырь главу опричников Малюту Скуратова — якобы испросить благословения на военный поход. Каратель задушил святителя.

После этого Иван Грозный расправился с оставшимися представителями рода Колычёвых. Митрополит Московский Филипп стал одним из первых святителей-мучеников на Руси, не побоявшихся говорить правду самому царю и пострадавших за неё.

Цитата дня

«

Мы оправдаемся не сами собой, но верой.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100