Проповедь архиепископа Святогорского Арсения в Николаевском архиерейском соборе Горловки 28 января 2014 г.
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
В сегодняшний будний день, братья и сестры, мы наполняем храмы Божии, потому что православный христианин в скорби и в радости привык обращаться к Богу.
В сегодняшний день мы вспоминаем жития двух великих угодников Божиих, основателей монашества — преподобного Павла Фивейского и преподобного Иоанна Кущника. Один из них, Павел Фивейский, прожил сто тринадцать лет, с двадцати двух лет удалившись в пустыню и живя равноангельской жизнью.
Преподобный Иоанн Кущник двадцати с немногим лет отошёл ко Господу и в жизни своей повторил подвиг преподобного Алексия, человека Божия. После шести лет монашеской жизни в строгих подвигах поста и молитвы, которые изменили его до неузнаваемости, он, сын богатого константинопольского патриция, который был вхож в царский дворец, окончил жизнь свою в нищете при воротах родительского дома, не будучи ими узнанным. И только перед кончиной своей он призвал мать, которая брезговала подойти к нему, нищему, и открылся, что он — её младший и любимый сын, которого родители так давно искали.
У обоих угодников Божиих житие было особенным, потому что они жизнь свою пронизали добродетелями и верой. Как часто мы, братья и сестры, приходим в храмы Божии только для того, чтобы исполнились какие-то наши земные прошения и пожелания. Часто мы приходим к Богу, как к золотой рыбке, которая, как в сказке, должна нам дать корыто, избу, дворянство и царство. А в конце концов, неудовлетворённые просимым, живём с ропотом на Бога, как в той сказке, где старуха говорит рыбке: «Хочу быть владычицей морскою, чтобы ты была у меня на посылках».
Мы просим у Бога всего: здоровья, семейного счастья, счастливого замужества или женитьбы детям своим, успешного продвижения по работе или поступления в престижный институт… Но как редко мы приходим в храм, чтобы просить того, что необходимо нам, как верующим людям! Как мало мы просим смирения, как мало мы молимся за своих обидчиков в храмах Божиих, как мало, братья и сестры, мы просим у Бога терпения или молитвенного чувства! Мы пришли, постояли, помолились о житейских делах, а о духовных — о делах вечности — забыли. Мы вспоминаем только о делах временных и скоротечных. В своё время преподобный Исаак Сирин говорил, что когда приходят к царю, его просят о чём-то великом. Ведь не приходят же к царю и не говорят: «Дай мне мешок навоза!» К царю идут с какими-то особыми прошениями.
Так и мы, братья и сестры, приходя к Царю Небесному в храмы Божии, должны просить о чём-то великом. А что может быть более великим, нежели наша бессмертная душа с её добродетелями, с её прощением у Бога? Ведь мы часто забываем слова Евангелия, которые Господь говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33). Господь неоднократно говорит: «Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:26). «Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6:28-30).
Это не говорит о том, чтобы мы оставили труды и попечение земное. Мы должны трудиться, потому что заповедь Господня дана при изгнании Адама из рая: «В поте лица твоего будешь есть хлеб» (Быт. 3:19). Но мы должны помнить, что суета земная не должна возвышаться над попечением о нашей бессмертной душе и о вечности.
Русский православный человек всегда прибегал к Богу в трудные, сложные минуты не только своей личной жизни, но и во времена отечественного бедствия. Вспоминается время Великой Отечественной войны. Страшное бедствие: одеться, обуться не во что, разрушенные города, селения, убитые мужья или находящиеся на фронте сыновья, и при этом, когда люди тяжко трудились — храмы были переполнены. И на оккупированных территориях, и на территории Советского Союза во время войны начали открываться новые храмы. Не в момент экономического процветания, но в момент бедствия у людей была потребность в молитве.
Разве у нас сейчас не бедствие в Отечестве? Ещё какое бедствие! А почему нас мало в храме стоит? Да потому что мы живём не по вере, а по плоти. Мы не о душе своей заботимся. Мы не сопереживаем ближним, утративши любовь к Богу и к своему земному Отечеству. Мы судачим на остановках. Мы миллионами сидим у экранов телевизоров, слушая тех или иных политиков, и при этом боимся пропустить хоть одно слово: «Слушай, слушай, тихо, что он сказал?» Но в храмах мы можем беседовать со своими помыслами или даже разговаривать, забывая о внимании на службе, а самое главное — о чувстве сердечном, которое должно сопровождать наше молитвенное предстояние в храме Божием. А ведь Господь сказал: «Сын мой! отдай сердце твое Мне» (Притч. 23:26).
Не попросил Господь у нас многого, сказав: «Шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему» (Исх. 20:9-10). Мы почему-то помним заповеди: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» — и исполняем их, стараемся жить нравственно. Но ведь наряду с этими заповедями Господь дал заповедь о седьмом дне: один день недели просит Господь посвятить Ему. Наши деды и прадеды говорили: «Без Бога — ни до порога, а с Богом — хоть за край моря».
Вся наша жизнь должна быть пронизана особым смыслом, чтобы нам не потерять вечность. И когда мы будем жить с такими мыслями, то на многие вопросы мы найдём ответы в глубине своего сердца и своей души, и Сам Бог будет нам советчиком через нашу совесть. Потому что совесть — это закон Божий, вложенный внутрь каждого человека. И часто человек оправдывает свои злые дела, а совесть говорит: «Ты не прав, ты неправильно поступаешь». И когда человек поступит против совести, он до конца своей жизни носит этот груз, и голос совести его постоянно обличает, говоря: «Тогда-то ты поступил неправильно».
Преподобный Павел Фивейский, преподобный Иоанн Кущник, святитель Николай Чудотворец жили с особым смыслом, их земная жизнь была наполнена особым чувством. И это чувство называется вера.
Дай Бог, братья и сестры, чтобы мы жили с верой и помнили, что мы не одни в этом мире: у нас Бог — Помощник. Но Бог становится Помощником, если мы просим у Бога помощи, стремимся быть под Его покровом и живём так, чтобы быть достойными Божественного заступничества. Именно об этом говорили наши деды и прадеды: «На Бога надейся, но и сам не плошай», «Бог есть Бог, но сам — не будь плох». Жизнь наша должна соответствовать этой чести — быть под покровом Божиим и под Его заступлением, быть чадами Божиими. И дай Бог нам, братья и сестры, эту жизнь прожить мирно и в будущей жизни сподобиться вечного бытия с Творцом и Создателем нашим. Аминь.