15 мая 2022 г.
Митрополит Митрофан: Ответы на все вопросы мы получим за рамками земной жизни
В Неделю 4 по Пасхе, о расслабленном, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. По окончании богослужения он обратился к молящимся с архипастырским словом.
Христос Воскресе!
Каждый раз, когда мы слышим слово Божие, даже если это хорошо знакомый нам текст, оно ставит перед нами новые вопросы. Сегодняшнее евангельское чтение может вызвать недоумение, как можно любовь Божию к человеку совместить с происходившим у купели Вифезда. Что это за лотерея — Ангел Господень приходит, возмущает воду, и только один человек, который успел туда первый заскочить наперегонки с другими больными, получает исцеление, а остальные должны ждать следующего раза? Как-то странно и непонятно, и трудно ответить на вопрос, почему Бог именно так придумал. Почему не все больные исцеляются, а только один?
Возникает и другой вопрос. Тридцать восемь лет человек был больным, лежал и не вставал. Возможно, он чем-то и согрешил больше всех остальных, и за это был наказан. Но вот он исцелился, встал и пошёл. Образования нет, профессии нет, семьи нет. Куда ему идти? Выздоровел — кому ты нужен? Господь ушёл куда-то дальше, а расслабленный вдруг понял, что теперь он может ходить, как и все остальные люди, но ничего другого он точно не может. Что за странная история? Почему она нам рассказана в пасхальный период?
Можно ли на эти вопросы найти ответы только в рамках нашей повседневной жизни? Я думаю, что нет, и в пасхальный период такие истории рассказываются нам, наверное, для того, чтобы мы поняли одну простую вещь: ответы на все вопросы мы здесь, на земле, не найдём никогда.
Если измерять человеческое бытие только рамками этой временной земной жизни, очень многое так и останется непонятным и непонятым. Сегодня в нашей с вами жизни, как и тогда, очень много вопросов, на которые мы не найдём ответы, если будем их искать только в пределах земного бытия. Я думаю, что с некоторыми вещами нам просто нужно смириться и понять, что здесь, на земле, у нас ответа нет. Он есть в вечности, в том воскресении мертвых, которое мы празднуем все эти сорок дней, которые мы называем праздником Пасхи.
Если представить себе, что все смыслы находятся только между датами рождения и смерти, непонятно, почему умирают невинные, почему страдают те, кто не должен страдать. Непонятно, почему трагедии происходят с детьми. Сколько их у нас погибло в Горловке и не только! Но если исходить из того, что ответы находятся не здесь, что Бог видит время из вечности, что те тридцать восемь лет, которые лежал человек возле этой купели, были ему нужны для той вечности, в которой он и до сегодняшнего дня пребывает вместе со Христом, тогда, наверное, всё становится на свои места. Я употребляю слово «наверное», потому что о вечности мы можем только строить предположения. Даже апостол Павел, который был восхищен до третьего неба, сказал о ней, что не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор. 2:9).
Если представить, что эти тридцать восемь лет подвига расслабленного, который лежал возле купели, — лишь начало той жизни, о которой око не видело, ухо не слышало и на сердце человеку не приходило, тогда они покажутся одним мгновением. А если исходить из того, что все ответы нужно найти только в рамках ограниченного отрезка нашей с вами земной жизни, тогда мы придём к выводу, что вся жизнь расслабленного была сплошным несправедливым мучением ради того, чтобы он просто научился ходить. Пилат, который распинал Спасителя, ходил с самого детства до самой смерти и не страдал. Где тогда справедливость?
Вот это мы, наверное, и должны с вами сегодня понять: нас ждёт вечность, ответы на все вопросы мы получим там, а воскресение из мертвых — это не просто слова из красивого песнопения, которое мы поём в пасхальные дни, а реальность. Господь напоминает нам об этом, чтобы мы не боялись жить по правде и не унывали, когда добро остаётся незамеченным, правда — никому не нужной, а истина — неоценённой.
Господь всё видит, как Он видел этого расслабленного, тридцать восемь лет лежавшего возле купели. Каждое доброе слово остаётся с нами и идёт в вечность. Каждое доброе дело имеет свою цену. Каждая молитва, совершённая нами, никуда не пропадает.
Дай Бог, чтобы мы в сегодняшний день, когда Церковь вспоминает об этом расслабленном человеке, выходили из храма с верой, что нас впереди ждёт намного больше, чем мы можем себе представить, какой бы богатой ни была наша с вами фантазия и воображение. Это должно давать нам силы и надежду.
Господь, наверное, и дал нам пример этого человека, чтобы мы не унывали. Возможно, мы в этой жизни ответы на все вопросы не сможем получить, и с этим надо просто смириться. А когда мы их получим, тогда и вопросы сами собой исчезнут. В вечности нам важно будет не то, что с нами происходило, а то, как мы это перенесли и кем были в это время. Дай Бог, чтобы именно над этим все мы трудились и у каждого из нас получилось быть настоящим человеком. Христос воскресе!