29 октября 2021 г.
Состоялась онлайн-конференция для учителей предмета «Основы православной культуры» Горловки
Общеобразовательная школа №41 г. Горловки — базовая по внедрению духовного воспитания и образования
В Горловке прошла конференция для учителей четвёртых классов «Особенности преподавания курса „Основы православной культуры“». Её организовал методический кабинет городского управления образования во главе с Еленой Евгеньевной Панченко при сотрудничестве с отделом религиозного образования и катехизации Горловской епархии.
За год введения этого учебного курса учителя горловских школ накопили достаточно опыта, чтобы им поделиться. Из-за пандемии встреча прошла удалённо — в формате онлайн-встречи на платформе Zoom.
Конференцию открыл клирик Богоявленского кафедрального собора протоиерей Димитрий Абросимов. В приветственном слове он рассказал о том, почему важно сотрудничество педагогов и Церкви в воспитании подрастающего поколения:
«Ни для кого не секрет, что обучение — это многогранный процесс, и он представляет собой не просто передачу некой суммы знаний от учителя к ученику, но включает себя воспитание и формирование личности, которое во многом проходит в школьные годы. Этот аспект воспитания и развития личности очень важен и ставит перед нами, преподавателями и священством, широкий спектр задач. В этом ключе важно и необходимо сотрудничество священства и педагогов.
Несмотря на то, что наука, прогресс и развитие общества находятся сегодня на высоком уровне, главные жизненные вопросы, которые встают перед человеком, остаются прежними. Церковь даёт правильный ответ на самые главные вопросы в условиях, когда человек с раннего детства находится в окружении огромного облака совершенно не отфильтрованной, но полностью доступной информации, когда происходит нивелирование чётких границ между понятиями хорошего и плохого.
Наша задача — дать обществу, особенно молодёжи и детям, правильный вектор развития во всех важных областях — нравственности, духовности, культуры, осмыслении семейных и вообще нравственных ценностей.
Это всё ставит нас перед необходимостью плодотворного, интенсивного и конструктивного диалога между Церковью и представителями сферы образования, чтобы утвердить и укрепить в наших учениках, в подрастающем поколении понимание вечных, высоких и правильных истин, чтобы вместе работать над формированием доброжелательного и благотворно настроенного социума».
Затем психолог общеобразовательной школы № 7 Оксана Леонидовна Мацкевич рассказала о возрастных особенностях четвероклассников, их психической и физической возможности воспринимать информацию, а также о формировании способности применять полученные знания на практике.
Инна Александровна Каплуновская, учитель младших классов школы № 25, поделилась своими наработками по использованию образовательных ресурсов в преподавании курса «Основы православной культуры», указав наиболее удобные и содержательные из них.
Любовь Николаевна Бежина, учитель 41 школы — базовой по внедрению духовного воспитания и образования, — поделилась опытом проведения онлайн-мероприятий в условиях карантина. Её ученики стали участниками праздника Покрова Пресвятой Богородицы в храме и дома онлайн.
Учитель младших классов 41 школы Марина Павловна Патенко рассказала об интересном сценарии праздника в честь Дня святителя Николая, а учитель младших классов этой же школы Лилия Яковлевна Михно поделилась опытом проведения воспитательного мероприятия «Добродетель и порок».
Завершила конференцию своим докладом руководитель отдела религиозного образования и катехизации Горловской епархии Виктория Ивановна Синьтюк:
«Здравствуйте, дорогие учителя, руководители и гости конференции! От всей души благодарю вас за эту встречу! Надеюсь, она принесёт всем нам пользу.
10 лет сотрудничества с управлением образования дали много плодов. От факультативов в школе мы пришли к полноценным урокам „Основ религиозных культур“ и, в частности, „Основ православной культуры“. Как чётко записано в программе, их цель — формирование у учащихся мотиваций к осознанному нравственному поведению. Не выучить все основы веры, не создать за 17 часов христианина, а сформировать мотивацию. Это то, что нам по силам: через примеры христианской любви, жертвенности и веры научить ребёнка видеть верный путь в жизни. Ведь нормы можно выучить наизусть, проверить эти знания, как таблицу умножения, а вот навыков прикладного использования может и не быть.
Одна из задач предмета „Основы религиозных культур и светской этики“ — помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Мы знаем, из какого поколения современные родители школьников, в каком напряжении психическом и физическом проходит их молодость, и знаем, что им трудно и самим найти решение в воспитании детей через любовь. Ведь настоящей любви может научить только христианство. Все лучшие примеры такой любви — в жизни Христа и житиях святых. Светская литература не даст нам столько примеров, хотя мы не исключаем обращения и к ней.
Вам, учителям, выпало последовательно, глубоко, профессионально говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, о душе и о совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей. Это всё не ново для вас, эта задача всегда была приоритетной, но теперь у вас есть опора. Вам официально разрешено говорить о Боге и Библии на уроках, а это фундамент для морали и духовности подрастающего поколения.
Вы будете вместе с детьми искать ответы на вопросы: что такое человек, в чём смысл жизни, почему надо следовать добру и избегать зла, как правильно строить отношения с другими людьми, почему нравственная личность созидает и живёт, а безнравственная разрушает и умирает.
Предмет ОРКСЭ введён в самом лучшем детском возрасте, когда ученики достаточно взрослые, чтобы понимать основные нормы духовной жизни, и ещё не испорчены подростковыми „болезнями“. В социальном плане младший подростковый возраст представляет собой переход от детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Центральное новообразование этого возраста — чувство взрослости, а значит, и ответственности за свои поступки. Учитываются и долгие доверительные отношения с первым учителем. Это ваша точка над „и“: как вы их воспитаете, с тем они пойдут дальше во взрослую жизнь.
Мы хорошо понимаем, с какими трудностями в подготовке и проведении уроков «Основ православной культуры» вы можете столкнуться. Главное правило урока — не навредить. Поэтому мы всегда на расстоянии телефонного звонка — отдел религиозного образования и священники епархии, чьи сердца наполнены безграничной любовью к детям и учителям.
Сейчас идёт процесс формирования полной методической базы курса „Основы православной веры“ с использованием регионального компонента. Как только комплекс будет готов, вам будет предоставлена возможность его опробировать, и, главное, — дать оценку, насколько разработки применимы в реальных уроках».
Виктория Ивановна отметила, что за этот год помимо регулярных методических объединений прошло много мероприятий с участием педагогов и школьников: Сретенский бал, Покровские чтения, мероприятия в честь дня святителя Николая и Рождества Христова, День православной молодёжи, «Добродетель и порок», масленица, выставка творческих работ «Пасха красная», экскурсии в Богоявленский кафедральный собор для учащихся, изучающих предмет «Основы православной культуры». Пандемия не остановила эту работу, и сейчас многие мероприятия проводятся онлайн.
Все участники получили ответы на свои вопросы от выступающих и ведущих конференции.