Официальный сайт

Священник Димитрий Паламарчук

«400 ударов»: фильм о семейных отношениях, положивший начало новой эпохе кино

400 ударовВ 1959 году Каннский кинофестиваль открывал фильм Франсуа Трюффо «400 ударов». Это был дебют двадцатисемилетнего режиссёра, который в итоге получил главный приз и совершил переворот в кинематографе, положив начало «французской новой волне» — направлению, изменившему киноязык тех лет. Любопытно, что на момент создания фильма Трюффо не был режиссёром — он работал кинокритиком в журнале «Cahiers du Cinéma». Вместе со своими молодыми коллегами он горячо критиковал популярных режиссёров, которые снимали довольно скучное и наигранное кино, и выступал за кино авторское, а не конвейерное.

Трюффо, его друг Жан-Люк Годар и несколько других критиков решили взять инициативу в свои руки и воплотить исповедуемые идеи в собственном кино — новом, смелом, поднимающем актуальные проблемы и использующем новые художественные средства. Так критики стали режиссёрами — и родилась «новая волна». Священник Димитрий Паламарчук, настоятель Николаевского храма с. Криворожье, предложил посмотреть фильм «400 ударов» — и мы горячо поддержали его идею.

«400 ударов» (Les Quatre cents coups) — Франция, 1959 год. Режиссёр Франсуа Трюффо

Фильм рассказывает о парижском школьнике Антуане Дуанеле — трудном ребёнке, который не хочет учиться, прогуливает уроки, безобразничает и делает всё, чтобы обратить на себя внимание. Он живёт с матерью и отчимом, чьё отношение к мальчику проявляется очень специфически: они его кормят, одевают, заботятся, но на самом деле им нет никакого дела до него. Зритель также видит школьную систему, в которой учатся дети, и она тоже своеобразная: наказания за каждую провинность, жёсткие требования, крик — правда, всё это не мешает ученикам прогуливать уроки и озорничать.

Главный акцент — именно на семье. Родители постоянно попрекают ребёнка тем, что обеспечивают его, дают крышу над головой — и не более того. Они не спрашивают, как и чем он живёт, что его волнует. Сын ведёт себя соответственно: живёт своей жизнью, не говорит правды и в итоге уходит из дома. У родителей после этого меняется отношение к нему, но ненадолго, и всё возвращается на круги своя. В сущности, им просто совершенно не интересен их ребёнок и его чувства. Неинтересны дети и школьным учителям. Лишь однажды Антуану удаётся вызвать сочувствие к себе — когда он врёт, что его мать умерла, но когда обман открывается, никто не задумывается о том, что подвигло мальчика на такую страшную ложь, его просто ждёт суровое наказание. Он знает: за любую провинность, даже совершённую нечаянно и из благих намерений, его накажут, никто не будет слушать его оправданий. Даже если начнёт кричать — не услышат. Так ради чего пытаться?

У Антуана есть друг Рене, с которым они сбегают с уроков, бродят по Парижу, плюют из трубочек в прохожих. Однако Рене — не просто товарищ по играм и беспорядкам, он — настоящий друг. Он даёт Антуану приют у себя в доме, когда тот уходит от родителей, поддерживает и помогает чем может. По сути, он его единственный близкий человек.

Мы живём не в 1959 году, но проблемы, поднятые в этом фильме, по-прежнему очень актуальны. Я регулярно замечаю такое же отношение к детям, какое показано в «400 ударах». Некоторые родители до сих пор убеждены, что забота о ребёнке заключается в том, чтобы он был сыт, одет, обут и ходил в школу. Им не важно, чем он живёт и что у него на сердце. Безусловно, это очень печально. Как и родители Антуана, многие родители не знают иных средств воздействия на ребёнка, кроме наказаний. Они заняты своими проблемами и не хотят обременять себя детскими.

Возможно, современному зрителю будет сложно смотреть «400 ударов», потому что он не динамичный, там много длинных кадров, подвижная камера. С начальных титров понятно, что картина будет серьёзная и неразвлекательная — хотя улыбаться она тоже заставит. Не буду рассказывать финал, скажу лишь, что самое интересное зрителей ждёт в конце. Думаю, этот фильм будет интересен и полезен всем родителям — и не важно, какого возраста у них дети.

Подготовила Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие, Он дал нам Свое Тело и Кровь.

»

Тайная Вечеря
17 апреля 2025 г. ( 4 апреля ст.ст.), четверг. Страстная седмица. Великий пост. Пища с растительным маслом.
Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Иосифа песнописца. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Георгия, иже в Малеи. Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее. Прп. Зосимы, обретшего прп. Марию Египетскую в пустыне Иорданской . Прп. Иосифа многоболезненного, Печерского. Прп. Зосимы Ворбозомского. Прмчч. Вениамина и Никифора. Сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии. Сщмч. Иоанна пресвитера. Мч. Иоанна. Иконы Божией Матери, именуемой Герондисса .

Утр. - Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1-39. Лит. - 1 Кор., 149 зач., XI, 23-32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1-11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12-17.

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100
�������@Mail.ru