Официальный сайт

Протоиерей Николай Марковский

Охлаждение в вере спустя несколько лет после воцерковления — это нормально?

Охлаждение в вереСовсем недавно молитвы, посты, длительные богослужения и паломнические поездки приносили радость, но вдруг всё изменилось. Что случилось? Христианин отошёл от Бога? Медленно отпадает от Церкви? Переживает кризис? Нормально ли испытывать охлаждение в вере? Протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево г. Горловки, ответил на эти вопросы и назвал причины, по которым упомянутое охлаждение наступает.

 

Причина первая: сомнения

Я считаю, что охлаждение в вере — это вполне нормальный процесс. Чем он обусловлен? Давайте поразмышляем. Когда человек только приходит к вере, он воспринимает храм, священника, службу как что-то волшебное, запредельное, непосредственно связанное с небом. Все вокруг практически святые, очень добрые, друг другу помогают, что не может не нравиться. Такой период длится от полугода до двух лет. Потом на человека начинают влиять определённые факторы: он смотрит телевизор, читает СМИ и соцсети, общается с друзьями и родственниками — и узнаёт факты, которые его обескураживают. Он верил в чудо схождения Благодатного огня — а ему говорят, что это не чудо никакое, а «попы обманывают». Он убеждён в том, что священники достойные люди — но встречает видео, где некий священнослужитель ведёт себя неподобающим образом.

Совокупность таких факторов приводит человека к сомнениям. Он начинает думать, а правильно ли он верит, в ту ли Церковь ходит и всё ли в ней так, как ему рассказывали. Это нормально. Через такие сомнения нужно пройти каждому христианину. Более того: у меня возникли бы вопросы к человеку, у которого их не было. Когда верующий сомневается, задаёт вопросы, пытается в чём-то разобраться или вникнуть более основательно, он через сомнения углубляется в вере. Если нет сомнений, нет и глубины. Так что я считаю, что охлаждения и сомнения в вере — это нормальный и естественный процесс.

 

Причина вторая: усталость

Могу сказать, исходя из собственного опыта, что усталость — очень частая причина охлаждения в вере. Когда меня рукоположили, я некоторое время был на очень высоком духовном подъёме. Многие христиане знают это ощущение взлёта, когда хочется молиться, вычитывать длинное правило, поститься на хлебе и воде. Но через время этот запал проходит, человек устаёт. Он осознаёт, что жить в таком темпе очень тяжело. Подобная ситуация — тоже абсолютно нормальный и естественный процесс. Прекрасно, если у верующего есть грамотный и тонкий духовник, к которому он может прийти, поговорить, и который посоветует такую меру духовных упражнений, какую тот сможет понести.

У нас однажды был разговор с нашим правящим архиереем, во время которого он высказал очень важную мысль: то правило, которое нам даёт церковный устав, — для монашествующих, а не для мирян. Представим олимпийского чемпиона, который тренируется для победы в важных соревнованиях. Может ли обычный человек понести такие же нагрузки, тренироваться в таком же режиме? Конечно, нет. То же применимо и к христианам. Человек должен сам дойти до той меры, которую сможет нести. Если он разочаровывается, охладевает, ему надо объяснить: тебе надо делать то, что сейчас по силам. Не стоит прыгать выше головы!

У спортсмена по мере тренировок развиваются определённые мышцы, и он берёт всё большую и большую нагрузку. Так же и у христианина. Если он будет больше и активнее входить в церковную жизнь, то постепенно научится искреннее молиться, чаще причащаться и исповедоваться. Но как в спорте нужен тренер, который регулирует физическую нагрузку, так и в духовной жизни нужен духовник, который будет регулировать нагрузку духовную. Главное — найти священника, которому вы доверяете. Если хотите оставаться на дистанции долго — ищите тренера!

 

Причина третья: всё приелось

Порой охлаждение в вере происходит потому, что человеку приедаются одни и те же службы, одно и то же молитвенное правило. Что ж, ни для кого не секрет, что у большинства современных людей клиповое мышление: они хотят развлечений или информации очень быстро и в доступном виде. Многие современные молодые люди по этой причине не могут читать классику: она им кажется скучной.

Что сказать такому человеку? Да, Церковь консервативна. Пришедший туда должен понимать, что он пришёл не за развлечениями и зрелищами, он пришёл к Богу. Мы ведь не ждём, что на приёме у врача нас станут веселить. Наоборот, понимаем, что будут анализы, обследования, потом — продолжительное лечение. Так и в храме. Верующий шаг за шагом идёт к Богу, его душа постепенно раскрывается — на это нужно время. Молитва — это труд, а не клип в интернете, который можно посмотреть и забыть. Она требует времени, сосредоточенности, соответствующего настроя. Христианину, коль он себя так называет, надо понять: я пришёл к Богу, к Отцу и Врачу. Здесь быстро и в одну минуту результата не будет.

Человеку, которому приелось однообразие его духовной жизни, я скажу: молись, постись, трудись, работай над собой и своим отношением к окружающему миру, и тогда ты получишь результат, почувствуешь благодать Божию. А если приходишь в Церковь ради зрелища — никакого результата не будет. Церковь не про это. Вера помогает изменить жизнь, её качество, смысл. Но есть важный аспект: человек должен быть к этому готов. Когда мы идём к врачу, то готовы к тому, что предстоит, понимаем, что необходимо лечение или реабилитация. Когда идём в храм, тоже надо настроиться на сложный и непростой путь. Это в сектах или у язычников всё просто и быстро, а у христиан вся жизнь — это дорога ко Христу.

Беседовала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Поскольку немного спустя Христу предстояло, воскреснув вместе с Собственной плотью, взойти к Отцу, то, дабы мы имели Его телесное присутствие, Он дал нам Свое Тело и Кровь.

»

Тайная Вечеря
17 апреля 2025 г. ( 4 апреля ст.ст.), четверг. Страстная седмица. Великий пост. Пища с растительным маслом.
Великий Четверток. Воспоминание Тайной Вечери
Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Иосифа песнописца. Cовершается служба, не отмеченная в Типиконе никаким знакомПрп. Георгия, иже в Малеи. Мцц. Фервуфы девы, сестры и рабыни ее. Прп. Зосимы, обретшего прп. Марию Египетскую в пустыне Иорданской . Прп. Иосифа многоболезненного, Печерского. Прп. Зосимы Ворбозомского. Прмчч. Вениамина и Никифора. Сщмч. Николая, еп. Вельского, прмц. Марии. Сщмч. Иоанна пресвитера. Мч. Иоанна. Иконы Божией Матери, именуемой Герондисса .

Утр. - Лк., 108 зач. (от полу́), XXII, 1-39. Лит. - 1 Кор., 149 зач., XI, 23-32. Ев. составное: Мф., 107 зач., XXVI, 1-20. Ин., 44 зач., XIII, 3-17. Мф., 108 зач. (от полу́), XXVI, 21-39. Лк., 109 зач., XXII, 43-45. Мф., 108 зач., XXVI, 40 - XXVII, 2. На умовении ног: Ин., 44 зач., XIII, 1-11. По умовении ног: Ин., 45 зач., XIII, 12-17.

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100
�������@Mail.ru