Официальный сайт

30 августа 2020 г.

Митрополит Митрофан совершил чин погребения Плащаницы Божией Матери в Троицком соборе Краматорска

Чин Погребения плащаницы Божией Матери в Троицком храме КраматорскаВ вечер Недели 12 по Пятидесятнице митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил утреню с чином погребения Плащаницы Божией Матери в Троицком соборе города Краматорска. Ему сослужили епископ Добропольский Спиридон, викарий Горловской епархии, настоятель собора протоиерей Иоанн Устименко и духовенство епархии. За богослужением молились игумения Сергиевской женской обители Феодосия (Мельникова) с сёстрами.

Перед чтением канона с проповедью к молящимся обратился благочинный Александро-Невского округа в Славянске архимандрит Паисий (Шинкарёв). Он напомнил, что Пресвятая Богородица не покинула этот мир, но пребывает всегда с нами, призывая нас прожить эту жизнь так, чтобы и наша смерть стала успением:

«Сегодня, когда мы видим на Плащанице положение во гроб Пресвятой Богородицы, мы с вами вспоминаем слова богослужения, что смерть и гроб не удержали Пресвятую Владычицу, потому что они не в состоянии удержать эту сильную, всецелую материнскую любовь. Это праздник любви. Это праздник жизни. Это праздник утешения. Сегодня, лобзая Плащаницу, мы, в первую очередь, лобзаем свою общую Маму, мы пропитываемся Её заботой, теплом и любовью. Мы должны брать с Неё пример, ведь Она учит нас жить и умирать. Если мы будем подражать Её жизни, доверию, упованию на волю Божию, то нам не стоит бояться смерти. Смерть не может владычествовать над нами».

По окончании утрени митрополит Митрофан поздравил горожан с попразднством Успения Пресвятой Богородицы и обратился к верующим с кратким архипастырским словом:

«Смерть родных и близких всегда причиняет боль и страшна самому человеку, который переступает этот порог, но это страшное событие вдруг стало праздником. Люди, которые собрались на погребение Божией Матери, впервые увидели и поняли, что смерть — это успение. Это было так необычно понимать и осознавать, это было таким новым откровением, что с того дня мы празднуем это событие, и когда Церковь возглашает, обращаясь к Божией Матери, „Радуйся, к Небесному Царствию Преставльшаяся“, мы прикасаемся к этой радости своей душой и сердцем.

Каким бы не был добрым человек, насколько бы мы не были уверены в его святости, в момент расставания всегда на душе горько, грустно и больно. Апостолы тоже плакали, но плакали не потому что смерть — это конец, а потому что не хотели расставаться. Бывает, родные плачут, когда друг друга провожают в дорогу. И Матерь Божия утешила их. Когда они собрались на трапезе и когда в честь Неё оставили часть хлеба и прославили Имя Божие, Она Сама явилась им и уверила их в Своём присутствии. И это тоже мы сегодня вспоминаем, совершая чин Погребения. Это добрая традиция — воздвигать хлеб, прославлять Троицу Святую и вспоминать невидимое присутствие Пресвятой Богородицы.

Подходя к Плащанице, мы в этот момент обращаемся умом и сердцем к Той, Которая изображена на ней, и просим, чтобы Она Своей милостью покрыла нас, умолила Своего Сына простить наши согрешения, не оставила нас в заблуждении, немощах, болезнях и скорбях, но была нашей Путеводительницей и Наставницей. Её материнская любовь, простираясь к нам, ищет ответного движения нашей души и сердца. Я всем, кто сегодня молится здесь, в этом храме, кто будет подходить к Плащанице и просить Божию Матерь о чём-либо, желаю, чтобы Она услышала ваши молитвы и ответила на них Своим благословением и любовью!»

 

Фото Владислава Денисова

Чин погребения Плащаницы Божией МатериВ воспоминание перенесения тела Пресвятой Богородицы апостолами после Её Успения в гробницу совершается чин погребения Плащаницы Божией Матери, или, как он ещё называется, «Похвала, или священное последование на святое Преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии». Он служится ежегодно накануне праздника Успения, в сам его день или в последующие дни попраздства.

Этот чин зародился на Святой Земле в XIX веке, где он совершался на месте погребения Божией Матери. Основные элементы этого богослужения были заимствованы из службы Великой субботы, когда совершается чин Погребения Плащаницы Христа.

В Гефсиманском скиту Троице-Сергиевой лавры в Иерусалиме после Успения также праздновалось Воскресение и Вознесение Божией Матери — в подражание праздникам Воскресения и Вознесения Христова. Этот праздник отмечался 30 августа по новому стилю в память о том, что в этот день ученики Христовы открыли запечатанную гробницу Богородицы ради апостола Фомы, который не успел проститься с Ней, и увидели, что Её тела там нет, а в тот же день удостоились явления воскресшей Девы Марии. В этот день после литургии в скиту совершался крестный ход с иконой Вознесения Божией Матери.

Начиная с праздника Преображения перед Плащаницей Божией Матери, которая хранится на подворье Гефсиманского монастыря в Иерусалиме, ежедневно совершаются молебны, акафисты и вечерня. Во время чина погребения Плащаница крестным ходом переносится в храм-усыпальницу Пресвятой Богородицы и полагается на одре Божией Матери. Торжественное богослужение возглавляет Патриарх.

Из Иерусалима чин погребения Плащаницы распространился по всему православному миру. В храмах и монастырях во время утрени украшенная цветами Плащаница Божией Матери крестным ходом обносится вокруг храма, а затем полагается посреди него для поклонения. В Успенской Святогорской лавре и некоторых других монастырях есть обычай совершать этот чин ночью.

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100