31 мая 2020 г.
Митрополит Митрофан совершил литургию в Богоявленском кафедральном соборе
В Неделю 7 по Пасхе, день памяти святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора, попразднство Вознесения, митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Горловки. Ему сослужили клирики соборного храма.
Богослужебные песнопения исполняли хоры собора под управлением протодиакона Максима Дворянова и Ольги Ильчук.
За Божественной литургией была вознесена сугубая молитва «во время губительного поветрия и смертоносныя язвы», а также молитва о врачах.
По запричастном стихе ко всем верующим обратился священник Димитрий Абросимов, который призвал сохранять православную веру в своём сердце в той чистоте, которую передал нам Господь Иисус Христос, святые отцы и подвижники благочестия:
«Вера — это удивительное свойство человека, дар Божий, данный ему. Вера в невидимое как в видимое и ожидание грядущего как исполнившегося. Именно верой живёт Святая Православная Церковь, именно она вдохновила на подвиги всех святых, которые прославили Церковь своими деяниями.
Какова наша вера? Ответ на этот вопрос дают святые, память которых мы сегодня совершаем — богоносные отцы Первого Вселенского Собора. Благодаря их усилиям и трудам сегодня мы имеем облечённое в точные словесные формулировки исповедание веры Христовой. Благодать Святого Духа, которую Христос обещал ниспослать по Своём Вознесении апостолам, помогла и направила уста святых отцов Вселенских Соборов, чтобы правильно изложить каноны православной веры».
Фото Анны Бойко
Память Первого Вселенского Собора празднуется Церковью Христовой с древнейших времен. Господь Иисус Христос оставил Церкви великое обетование: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её (Мф. 16, 18). Первый Вселенский (Никейский) Собор был созван в июне 325 года в городе Никее (сегодня город Изник в Турции). В то время Церковь тревожила возникшая ересь арианства. Её основатель Арий отрицал, что Иисус Христос — Бог. Своими словами он увлекал за собой множество последователей.
По приглашению святого Константина в город Никею в 325 году собрались 318 епископов — представителей христианских Церквей из разных стран.
Среди прибывших епископов было много исповедников, пострадавших во время гонений и носивших на телах следы истязаний. Участниками Собора были также великие светильники Церкви — святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских (память 6 декабря и 9 мая), святитель Спиридон, епископ Тримифунтский (память 12 декабря), и другие, почитаемые Церковью святые отцы.
Собор продолжался больше двух месяцев и осудил арианскую и некоторые другие ереси, превратно толковавшие христианское учение. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Кроме этого, на нём было определено время Пасхи, окончательно установлено празднование воскресенья вместо субботы.
Равноапостольный император Константин присутствовал на заседаниях Собора. В своей речи, произнесенной в ответ на приветствие епископа Евсевия Кесарийского, он сказал: «Бог помог мне низвергнуть нечестивую власть гонителей, но несравненно прискорбнее для меня всякой войны, всякой кровопролитной битвы и несравненно пагубнее внутренняя междоусобная брань в Церкви Божией».
Собор утвердил крещальный Символ веры, содержащий основные вероучительные истины Православия. Этот Символ веры исповедовал каждый, кто принимал Святое Крещение. Впоследствии он был изменён и дополнен на других Вселенских Соборах.
«Веруем во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца всего видимого и невидимого.
И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, рождённого от Отца, Единородного, то есть из сущности Отца, Бога от Бога, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу, через Которого [а именно Сына] всё произошло как на небе, так и на земле. Нас ради человеков и нашего ради спасения сошедшего и воплотившегося, вочеловечившегося, страдавшего и воскресшего в третий день, восшедшего на небеса и грядущего судить живых и мертвых.
И в Святого Духа.
А говорящих, что было время, когда не было Сына, или что Он не был прежде рождения и произошёл из несущего, или утверждающих, что Сын Божий из иной ипостаси или сущности, или создан, или изменяем — таковых анафематствует кафолическая церковь. Аминь».