06 марта 2020 г.
Литургия Преждеосвященных Даров в Успенском храме Краматорска совершена архиерейским чином
В пятницу первой седмицы Великого поста митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил литургию Преждеосвященных Даров в Успенском храме Краматорска. Ему сослужили епископ Добропольский Спиридон, секретарь епархии и благочинный Николаевского округа в Горловке протоиерей Владимир Туренко, благочинные Александро-Невского округа в Славянске архимандрит Паисий (Шинкарёв), Богоявленского округа в Горловке протоиерей Сергий Книгницкий, Иово-Почаевского и Торецкого округов протоиерей Вадим Ильчук, настоятель храма протоиерей Геннадий Жолобенко и духовенство епархии.
За литургией была вознесена сугубая молитва о мире на Украине и единстве Православной Церкви.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился архимандрит Паисий (Шинкарёв). Он напомнил о том, что Великий пост — это возможность приблизиться к Богу:
«Мы каждый час либо приближаемся к Богу, либо отдаляемся от Него. Если мы остановились на нашем духовном пути, это значит, что мы не остались на месте, а отошли назад. Нам постоянно нужно идти, чтобы продвинуться вперёд. Этим мы призваны заниматься в пост — потихоньку, слой за слоем отчищать копоть с образа Божия, иконы Творца, которой остаётся каждый из нас».
По заамвонной молитве был совершён молебный канон святому великомученику Феодору Тирону с благословением колива.
После богослужения митрополит Митрофан обратился к молящимся с архипастырским словом. Владыка рассказал о том, как стать по-настоящему сильным:
«Для христианина актуальны слова апостола, который сказал, что наша брань не против плоти и крови, а против миродержителей тьмы века сего (Еф. 6:12). Слабому в этой брани победить невозможно. Для того, чтобы победить, мы должны научиться быть сильными. И пост — это одно из упражнений, которое помогает нам таковыми стать. Силен по-настоящему человек тогда, когда в его сердце — благодать Духа Святаго, когда он может противостоять греху, не бояться ничего — даже смерти, как святой великомученик Феодор, и надеяться на Бога в самых трудных и непростых обстоятельствах».
Обычай освящать коливо в канун дня памяти святого великомученика Феодора Тирона берёт начало в IV веке. Великомученик Феодор Тирон пострадал в 305 году во время гонений на христиан от римского императора Максимиана, отличавшегося жестокостью.
Спустя около 50 лет его преемник император Юлиан Отступник, желая осквернить христианский Великий пост, приказал градоначальнику Константинополя на первой неделе поста тайно окропить кровью идольских жертв всю постную пищу, которая продавалась на рынках.
Святой Феодор Тирон в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию и велел объявить христианам, чтобы они не покупали осквернённую пищу, а все эти дни употребляли только варёную пшеницу с мёдом, которая у них была и которую греки называли коливо (что в переводе с греческого означает «варёная пшеница»), или кутья (что значит «блюдо из зёрен»).
В память этого события Православная Церковь ежегодно в первую субботу Великого поста отмечает память святого великомученика Феодора Тирона. Накануне в пятницу после Божественной литургии Преждеосвященных Даров традиционно освящается коливо, в которое добавляется не только мёд, но и орехи, а также фрукты — как сухие, так и свежие. Освящённое коливо христиане затем несут в свои дома и угощают друг друга.