Официальный сайт

Зачем ходить в воскресную школу?

Воскресная школа Крестовоздвиженского храмаДля чего нужны воскресные школы? Чему там учат? Должны ли поступающие туда дети иметь какие-то особые знания? Об этом и многом другом мы поговорили с преподавателями воскресной школы при Крестовоздвиженском храме Горловки Светланой Михайловной Шкапой и Анастасией Александровной Кулемзой.

Детская воскресная школа при Крестовоздвиженском храме Горловки работает с 2002 года. Создана она была по инициативе настоятеля храма — протоиерея Сергия Книгницкого. Занятия ведутся для четырёх возрастных групп: подготовительной (от 4 до 5 лет), младшей (5-7 лет), средней (8-10 лет) и старшей (11-15 лет).

Занятия ведутся не только в воскресенья, но и в другие дни недели. Основное внимание уделяется изучению закона Божьего, церковнославянского языка, церковного пения. Дополнительные дисциплины — английский язык, рукоделие, занятия в приходском детском православном музыкальном театре «Соловушка».

Светлана Михайловна Шкапа — преподаватель закона Божьего у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Имеет высшее педагогическое образование, 25 лет проработала с детьми дошкольного возраста. В воскресной школе Крестовоздвиженского храма работает второй год.

Анастасия Александровна Кулемза — преподаватель закона Божьего у детей среднего и старшего школьного возраста. По образованию — преподаватель музыки и вокала. Сначала преподавала хоровое пение, последние два года преподаёт закон Божий.

— Объясните, пожалуйста, зачем ребёнку ходить в воскресную школу? Что там есть такого, что не могут дать родители?

С.М.: Смотря какие родители, какая семья. Если она воцерковлённая, то, возможно, и сумеет духовно развить своё чадо, но если нет — тогда это будет сделать гораздо сложнее. В воскресной школе мы даём детям начальные представления о православной вере, истории Церкви, знакомим с церковнославянским языком, делаем всё, чтобы дети понимали, о чём идёт речь на службе. Работа поставлена таким образом, чтобы ребёнку было интересно, а также чтобы он мог найти себе друзей. Мама, папа — дело хорошее, но должны быть друзья. Дети тянутся к таким же, как они, стремятся туда, где они могли бы найти общий язык. Не все дети из верующих семей в мирском обществе могут найти себе друга. А воскресная школа даёт им такую возможность.

А.А.: Современная жизнь даёт очень много возможностей разносторонне развивать ребёнка. Даже если не учитывать разнообразные секции, кружки и т.п., в обычной общеобразовательной школе ребёнок может получить всё, что ему нужно: от углублённого изучения какого-то предмета до христианской этики. Но духовному воспитанию в современно жизни достаточного внимания всё же не уделяется. Ребёнок должен развиваться гармонично: душа, тело и разум. И вот если развитию тела и разума родители уделяют очень большое внимание, то душа часто остаётся нетронутой. Подлечить нашу душу мы можем только в храме.

Христианская этика как предмет может дать теоретические знания о Боге и Церкви, но если нет практических знаний — беда. Кто преподаёт в воскресной школе? — Люди, которые сами живут церковной жизнью. Своим личным примером они учат детей тому, как православному человеку жить в Церкви. Воскресная школа должна научить ребёнка любить Бога, любить молитву, любить участвовать в Таинстве причастия, на службах.

— С какого возраста вы рекомендуете отдавать ребёнка в воскресную школу?

Светлана Михайловна Шкапа

Светлана Михайловна Шкапа

С.М.: Трудно сказать. Для того чтобы ребёнок понимал, о чём идёт речь, лучше отдавать с четырёх лет. Это как раз тот возраст, когда ему интересно, когда глазки горят, когда он начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо, что можно и чего нельзя. И простые библейские сюжеты ему уже понятны.

А.А.: Обучение жизни в Церкви может начинаться с пелёнок — когда родители приносят грудничка на причастие. Такой ребёнок с пелёнок становится учеником не воскресной школы, но Самого Бога. Если мы говорим о познаниях более глубоких — тогда с пяти-шести лет. Ведь по церковной традиции ребёнок начинает исповедоваться с семи лет. Так что возраст с пяти до семи — оптимальный. Однако в первую очередь нужно исходить из индивидуальных особенностей ребёнка.

— Нужно ли выбирать воскресную школу? Как быть в ситуации, когда семья окормляется в храме, где слабая школа, а отдать ребёнка хочется в сильную? Ведь в разных храмах разные традиции, престольные праздники и т.п.?

С.М.: У каждого храма есть свои трудности, свои возможности. Бывает, что желание создать сильную школу есть — просто чего-то не хватает в определённый момент жизни прихода. В дальнейшем слабая школа может стать сильной.

Если решение отдать чадо в более сильную воскресную школу принимается родителями в интересах ребёнка, если ему там нравится, если он хочет именно туда — тогда, конечно, делать это можно. Другое дело, когда мама хочет отдать в школу получше, а душа ребёнка тянется к своей, обычной. Какой школе отдать предпочтение зависит от того, где будет комфортно ребёнку. Можно попробовать в каждой — и выбрать ту, где ему лучше.

А относительно традиций разных храмов и т.п. — что же, ребёнок будет знать, что что-то может быть не так, как он привык. Сможет сравнить, узнать новые традиции, пополнить свои знания. Так что и в такой непростой ситуации можно найти положительные стороны!

А.А.: Конечно, ситуация сложная, поскольку влечёт за собой много семейных проблем. Воскресный день — это тот день, когда вся семья может собраться вместе. И разделение может привести к непониманию между супругами, разобщению между ними и детьми.
Второе — это смысл обозначенной вами проблемы. Какова в конечном счёте цель родителей? Научить чему-то? — Но ведь во всех воскресных школах учат одному и тому же: основным догматам Православной Церкви. Ищут что-то, как правило, не дети, а родители. Дети же от поисков и смены школ очень страдают. Им хорошо там, где их любят, с радостью встречают, где интересно.

Так что родители должны мудро поразмыслить в подобной ситуации и определить, что для них приоритетно. Ведь, возможно, в какой-то школе ребёнка не будут катать на лошадях, но на занятии с ним разберут какой-то случай, который важен именно для этого ребёнка, или расскажут что-то так, что это перевернёт его душу, запомнится на всю жизнь. Конечно, мы можем выбирать, Господь дал всем свободу выбора, но не стоит забывать о словах «всё мне можно, но не всё полезно». В конце концов, ребёнок просто может быть не готов к ритму и насыщенности программы сильной школы.

— Как подготовить ребёнка к воскресной школе? Какие навыки у него должны быть? Что делать, если их нет: водить — или подождать, пока он их приобретёт?

Воскресная школа Крестовоздвиженского храмаС.М.: Водить, конечно. Даже в отсутствие каких бы то ни было навыков. Да и какие навыки могут быть? Если папа и мама верующие, соблюдают самые простые правила церковной жизни — то ребёнок будет им подражать. Маленькие дети всё схватывают именно посредством подражания. А если родители не знают, что делать — пусть приводят в воскресную школу, здесь научат, помогут, объяснят. Главное — разъяснить ребёнку, куда и зачем он идёт. И мы, преподаватели, тоже начинаем с этого. Что такое Церковь, зачем мы сюда приходит, кто такой Бог — во всём этом мы помогаем разобраться ненавязчиво и доступно. Так что раздумий «вести — не вести» быть не должно. Если в сердце появилось такое желание — нужно вести.

А.А.: Если ребёнок ходит в храм какое-то время, причащается, то он уже готов. Ведь именно об этом преподаватели и начинают говорить на уроках. Конечно, очень заметна разница между ребёнком, пришедшим в храм впервые, и малышами, знакомыми с Церковью и её жизнью. Если ребёнок никогда в своей жизни в храм не ходил — его нужно подготовить. Прежде всего, у него должно быть желание ходить в воскресную школу. Когда оно появится — тогда родители должны потихоньку водить, показывать, куда идут детки, чем они занимаются и т.д. То есть, нет такого, что ребёнку нужно выучить какие-то молитвы — и тогда он будет принят. Важно увлечь и заинтересовать ученика. Это и будет лучшей подготовкой.

— Чего вы, как преподаватель воскресной школы, ждёте от родителей своих учеников?

С.М.: На сегодняшний день меня удовлетворяет всё, что я вижу. Родители приходят, интересуются, спрашивают, принимают участие, общаемся. Даже не знаю, чего ещё можно желать!

А.А.: Бывает такое, что родители ребёнка в воскресную школу приводят, но сами в храм не ходят вообще. И часто бывает так, что ребёнок, приходя домой, начинает рассказывать то, о чём родители никогда не слышали. И вот тут начинает взаимообучение. Ребёнок меняется — он будет меняться, поскольку встретится с вещами, которые не могут оставить равнодушным никого на свете. Видя это, мама тоже, как правило, начинает воцерковляться. И потому самое главное, самое большее из всего, что только может пожелать любой преподаватель воскресной школы или настоятель храма — это присутствие родителей и детей на службе. Если на службе есть люди, есть дети — то в этом видна работа и преподавателей, и родителей, и настоятеля.

— Какие цели вы ставите пред собой? Что для вас в приоритете: дать знания — или воспитать?

С.М.: Конечно же, воспитать. Важно дать знания, но главное — научить выполнять всё то, чему мы учим, воплощать знания в жизнь, применять их. Мы должны научить детей совершать добрые поступки — а это невозможно без воспитания.

А насчёт своих целей — нужно развиваться, становиться глубже. Самое главное — это личностное развитие. Если педагог развивается духовно, интеллектуально, дети пойдут за ним, поскольку им будет интересно. Если же он будет сидеть в одних и тех же рамках — «я это знаю, и мне этого достаточно» — интерес у детей угасает, и они уходят. Лично я пошла на епархиальные курсы для учителей воскресных школ — для того, чтобы углубить свои знания.

А.А.: Конечно, теоретические знания — это хорошо. Когда человек образован, может объяснить, что не «Бог любит троицу» — Он есть Троица — это тоже хорошо. Но очень важно научить детей быть христианами в самых разных жизненных ситуациях. Знать, куда обратиться, где искать помощи в минуты испытаний. Когда ребёнок начинает мыслить духовно — это победа. Так что мои цели — это научить детей любить Бога, разговаривать с Ним, к Нему прибегать в самые трудные моменты существования, выстраивать повседневную жизнь в духовном русле.

Подготовила Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100