Официальный сайт

Протоиерей Николай Марковский

Почему берут деньги за требы?

Пожертвование«Благодать бесплатная», «даром получили — даром давайте», «этим попам лишь бы деньги взять» — кто из священников не слышал подобных высказываний? Казалось бы, уже всё разъяснено и разложено по полочкам, но многим людям по-прежнему кажется, что в храме всё должно быть бесплатно. Почему священники берут деньги за требы? Надо ли за них платить? Как быть, если денег действительно нет? Ответил протоиерей Николай Марковский, настоятель Покровского храма пос. Зайцево.

Тема не новая, в интернете и по телевидению затрагивают её регулярно. Поднимается она теми людьми, которые, как правило, редко приходят в храм Божий и относятся к нему потребительски. Многие ропщут на Церковь за то, что там ведётся торговля. Обычно ссылаются на слова Христа: «возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» (Ин. 2:16). Но если читать Евангелие внимательно, то выясняется, что и в древние времена люди жертвовали на храмы. Да, это были только добровольные пожертвования, поскольку у древних людей и вера была крепче, чем у нас, и ответственность за дом Божий имелась, и желание принести что-то в дар не иссякало. Вспомним бедную женщину, которая пожертвовала всё, что у неё было. Христос сказал о ней: «Истинного говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк. 12:43-44). У ранних христиан было чёткое представление о своей причастности к храму, пожертвования делались от порыва сердца и души, более того: они понимали, что любой храм надо содержать.

Давайте разберёмся, как функционируют наши храмы. Каждый из них — это организация, в которой трудится не только священник, но и другие работники: свечница, хор, преподаватели воскресной школы, сторожа, бухгалтер — штат довольно большой и, разумеется, настоятель должен платить людям какое-то жалованье. Из чего оно складывается? Из пожертвований, которые люди несут в храм. Идём дальше: есть коммунальные платежи, и немалые, есть расходы на строительство, есть масса других вопросов, требующих финансовых вложений, потому что никто ничего бесплатно нам не предоставляет. Свечи, просфоры, ладан, масло, вино, все прочие сопутствующие богослужению вещи мы покупаем сами.

Возьмём воскресные школы. Они есть практически при каждом храме нашего города. Там преподают преимущественно дипломированные специалисты, детей обеспечивают всем необходимым для занятий и зачастую кормят — это тоже масса расходов, а обучение в них бесплатное.

Перейдём к тому, откуда в храме берутся деньги. Храм — не государственное предприятие, он существует на добровольные пожертвования людей, которые заказывают требы, покупают свечи и так далее. Храму, который находится в центре города, немного легче, потому что вокруг живёт много людей, а вот находящимся на окраине будет сложнее — там и людей меньше, и заработки у них ниже. Что касается цен: понятия «цена за требы» у нас нет. Есть добровольное пожертвование, условная стоимость треб. Когда вам называют определённую сумму — это условный размер пожертвования, то есть та сумма, которую хотелось бы получить в идеале. Но пожертвование это добровольное, подчёркиваю. Если в храм придёт человек и скажет, что хочет крестить ребёнка, но у него нет средств, ему не откажут. Я ответственно заявляю это как священник: ни один батюшка нашего города не откажется сделать это бесплатно. Более того: у нас было заседание городского духовенства во главе с правящим архиереем, где этот вопрос обсуждался, так что я не голословен. Некоторые люди стесняются подойти к священнику и обсудить этот вопрос — не стоит, подходите.

За всю мою практику не слышал, чтобы кто-то из моих коллег отказал в бесплатном совершении крещения или отпевания. Конечно, этот вопрос упирается в честность человека, приходящего в храм. К сожалению, сейчас многие люди относятся к храму потребительски. Они считают, что батюшка обязан совершить то, что им нужно, а деньги ему не нужны. Я уже рассказал, для чего требуются деньги. Постоянный прихожанин храма понимает, куда уходят средства, ему не нужно ничего объяснять. У меня была ситуация, когда я отслужил молебен о здравии человека в тяжёлом состоянии и не стал брать деньги, зная, что они понадобятся на лечение. Так эти люди обиделись и сказали: «Нам не надо бесплатно!»

Человек, живущий церковной жизнью, понимает, что должна быть жертва, он хочет её принести. А тот, кто в храм приходит только на Пасху и Рождество, возмущается, когда за крещение просят условные тысячу рублей. Начинается ропот: «Опять попы деньги требуют!» — это очень больно слышать. Всегда хочется сказать: «Приди ко мне, поговори! Ты нуждаешься? Я покрещу бесплатно!» Но зачастую люди готовы отдать большие деньги за дорогую крестильную пелену, заказывают кафе, приглашают гостей, а на храм им почему-то жалко. «Это же храм!» Но в храме хор поёт, работают люди, светит свет, тепло и красиво. Почему-то никто не хочет крестить ребенка в неотапливаемом приспособленном вагончике. Так давайте подумаем, сколько средств вложено в то, чтобы в храме было так, как вам нравится.

Никто никогда не будет вымогать у вас деньги за требы. Разве что новый человек на свечном ящике может чего-то не знать, но для решения всех вопросов есть настоятель, с которым всегда можно поговорить, а если его нет — то позвонить. Если человек хочет решить вопрос — он его решит. Проблема в том, что чаще всего говорят не о реальном положении вещей, а о том, что где-то слышали или читали.

В своё время, когда строился Богоявленский кафедральный собор в Горловке, сколько было негатива! «У бедных детей забрали сквер!» Да, сквер действительно забрали — грязный, разрушенный, заплёванный, и превратили его в самое красивое место в городе. Теперь там красавец-собор, фонтаны, замечательная детская площадка, бесплатный вай-фай, охрана, но никто не говорит о том, что был неправ. Люди забыли о своей критике. Я не хочу сейчас осуждать, мне хотелось бы, чтобы люди просто обратили внимание, какие красивые храмы их окружают, ценили красоту и чистоту, понимали, что это всё требует большого труда и денег. Почему-то бытует мнение, что «попам на мерседесах» деньги не нужны. По поводу мерседесов замечу: я очень люблю автомобили, от мерседеса бы не отказался, но у меня его нет — как и у моих коллег из епархии. Есть машины — рабочие лошадки, без которых мы как без ног, потому что каждому священнику приходится очень много ездить.

Хотелось бы услышать конкретные примеры того, как в нашей епархии кому-то отказали в требах или не дали помолиться. Когда доходит до конкретики, оказывается, что проблемы-то и нет. Я хочу призвать всех, у кого нет возможности заплатить за требы: придите, обратитесь к любому священнику — и с вас не возьмут ни копейки.

Проблема в том, что у человека нет желания пожертвовать что-то Богу. Нет у вас полной суммы — положите половину, треть, четверть! Нет вообще денег — вопрос решается в момент. Думаю, кто хочет придраться к Церкви, всегда найдёт повод это сделать. Бесплатно окрестят — окажется, что батюшка не так говорит, или смотрит, или ещё что-то найдётся. Больно и обидно, когда священник стремится сделать всё возможное для храма и живёт жизнью своего прихода, а в итоге получает необоснованные упрёки. Особенно грустно оттого, что проблемы на самом деле не существует.

Записала Екатерина Щербакова

Цитата дня

«

Славнее молча перенести обиду, нежели победить ответом.

»

Горловская и Славянская епархия. Все права защищены.

Rambler's Top100